Caravan.kz составил руководство, объясняющее, что делать в отсутствие отопления и горячей воды.
В некоторых регионах отопительный сезон вроде бы стартует, а тепла как не было, так и нет. А бывает, что горячую воду включить тоже забыли. Давайте разберёмся, как не проиграть в этой коммунальной лотерее, и что делать, если дома прохладно не по сезону.
Где уже тепло, а где ещё «терпим»
На 1 октября тепло в дома пришло в Абайскую, Актюбинскую и Карагандинскую области. Буквально за несколько дней до этого батареи начали шептать что-то тёплое жителям Восточного Казахстана, Павлодара, Акмолинской области и даже столичной Астаны.
В Алматы же, как всегда, всё сложнее. Здесь тепло в трубы поступит, когда среднесуточная температура за окном останется на уровне +8 градусов и ниже в течение пяти дней. Представители АО «Алматинские тепловые сети» уверяют, что решение о запуске отопления принимает местная власть. Сначала согреют детские сады, школы, больницы, потом потихоньку подключат жилые дома, а уж потом – театры и прочие здания для тех, кто и так привык мерзнуть.
Почему в квартире холодно, хотя батареи должны греть?
Ну вот, в вашем районе отопительный сезон начался, а дома всё ещё можно ледяные скульптуры лепить. Что делать? Сначала проверьте, не меняет ли сосед батареи или не случилась ли где-то авария. Если таких причин нет, значит, хватит утепляться шерстяными носками — есть повод жаловаться.
Согласно документам СНиП РК 2.04-01-2001 и СНиП РК 2.04.03-2002, температура в квартире должна быть не ниже 18-20 градусов. А если вы живёте в угловой квартире, то градусник обязан показывать минимум 22 градуса. Если этого нет, пишите жалобу в КСК и теплосети. Пусть коммунальщики составят акт о нарушении качества услуги, и на его основании вам обязаны сделать перерасчёт. Да, действительно, деньги можно не только тратить, но и возвращать!
Горячая вода: какая она на самом деле должна быть?
Горячая вода — это не просто теплая струйка из крана. По правилам, температура горячей воды должна быть не ниже 50 градусов, а на входе в вашу систему водоснабжения – минимум 60 градусов. Если вместо этого вы получаете холодный душ, идите к КСК и выясняйте, где затерялась ваша горячая вода. Если КСК не виноват, бегите в теплосети, ну, или пишите им письма. Далее всё зависит от вашего терпения и степени удовлетворённости их ответом.
Кстати, для тех, кто любит жаловаться, портал Caravan.kz уже писал инструкцию, как грамотно составить заявление. Загляните туда, если сомневаетесь, с чего начать.
А если виноваты теплосети?
Если во всём виноваты теплосети, и это подтвердит проверка, то они не только вернут вам тепло, но и могут схлопотать штраф. А вы, между прочим, имеете полное право знакомиться с материалами проверки – Конституция РК вас в этом поддерживает.
Виноваты не только сети, но и соседи
Иногда проблема не в теплосетях, а в том, что дом не готов к приёму тепла. Нужно было провести гидравлические испытания, проверить системы и убедиться, что всё работает, как часы. Это обязанность не только КСК, но и самих жителей – ну, хотя бы проконтролировать процесс. А если после запуска отопления радиаторы всё равно холодные, причины могут быть куда прозаичнее: изношенность системы, воздух в трубах или даже забитые стояки.
Так что, если не хотите всю зиму, кутаясь в одеяла, проклинать холодные батареи, убедитесь, что ваш дом подготовлен к отопительному сезону. А если проблемы всё-таки возникли, не бойтесь жаловаться — это ваше законное право.