Частный бизнес или государство: в Казахстане подорожает вода - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Частный бизнес или государство: в Казахстане подорожает вода

Частный бизнес или государство: в Казахстане подорожает вода

В Казахстане повышают тарифы на комуслуги в очередной раз и, к сожалению, далеко не последний.

  • 29 Августа
  • 357
Коммунальщики говорят о необходимости реконструкции изношенных сетей – Караван

Всякий раз, когда происходит очередной ценовой скачок, коммунальщики говорят о необходимости реконструкции изношенных сетей. Например, в Алматы с 1 сентября холодная вода подорожает на 22 %, канализация – на 40 %. Компетентные лица объяснили это тем, что с 2023 года в стране реализуется программа «Тариф в обмен на инвестиции». Эти деньги должны пойти на ремонт и модернизацию коммуникаций. Выходит, мы снова наступаем на те же грабли?

Напомним, что программа «Тариф в обмен на инвестиции» уже реализовывалась в Казахстане в 2009-2015 годах, только в энергетической сфере. Тогда все тарифные «излишества» пускали на неэффективное и нецелевое использование средств. Руководители коммунальных предприятий покупали дорогие автомобили, выплачивали себе дивиденды. В итоге тарифы повысили, но никаких инвестиций не было. По всей видимости, нужны какие-то новые инструменты, в том числе законодательные. Потому как казенное хозяйство требует не просто больших, а очень больших вливаний.

Буквально вчера глава Центра отраслевого анализа ЕАБР Арман Ахунбаев в ходе Форума по развитию аналитических центров ЦАРЭС сообщил, что с проблемой недостатка финансов в коммунальной сфере сталкиваются все страны Центральной Азии. Несмотря на то, что тарифы на воду постоянно повышают, расходы на замену водной инфраструктуры тоже растут. К 2030 году дефицит финансирования в ЦА достигнет 12 млрд долларов. В Казахстане этот инвестиционный разрыв составит 4200 млн долларов.

Если какие-то инвестиции сейчас вливаются, то они просто не успевают за ростом потребления. Цифры показывают, что забор воды на коммунальные нужды за последние 30 лет в Центральной Азии вырос практически в два раза. Это связано с развитием экономики, с ростом населения.

«Мы оказались в ситуации, когда износ инфраструктуры водоснабжения и водоотведения достиг критических показателей. В Казахстане 50 % станций очистки воды имеют износ более 70 % на сегодня. В Кыргызстане практически треть воды подаваемой сетью не проходит через очистные сооружения. В Афганистане 80 % защитных сооружений имеют неудовлетворительное техническое состояние. В этой стране треть населения потребляет воду, которая не соответствует нормам», — сообщил Арман Ахунбаев.

Для решения проблем странам ЦА необходимо инвестировать по 2 миллиарда долларов в год. Где взять такие деньги? По мнению эксперта, в этой ситуации поможет только институт государственно-частного партнерства (ГЧП). По словам Армана Ахунбаева, государство никуда не денется, оно должно нести ответственность за этот сектор. Но также нужно дать возможность частникам поучаствовать в этом процессе.

Напомним, что в Казахстане уже был негативный опыт передачи коммунальной инфраструктуры в частные руки. Взять, к примеру, теплоснабжающие предприятия ВКО, где прошлой зимой коллективно мерзли целые города. И эта коммунальная катастрофа случилась, несмотря на ежегодное повышение цен.

Не только в Казахстане «эффективный менеджмент» оказался так себе хозяином.  Исследование, проведенное Всемирным банком в Азии, Малайзии и Бразилии, показало, что разницы между эффективностью частных и государственных поставщиков воды почти нет. В Англии, например, приватизация системы водоснабжения давно является спорной темой. Критики утверждают, что английские поставщики воды получают чрезмерную прибыль за счет манипуляций сметами, кубами и субсидиями. Они выкачивают деньги и не возвращают их в бизнес. Какой же выход? 

Арман Ахунбаев считает, что эффективность частных компаний возможна, если создать необходимые правовые условия и реформы для привлечения инвестиций.

— Мы не предлагаем отдать коммунальные предприятия полностью в частные руки, скорее, привлечь частный капитал, частную экспертизу. Государство ограничено в бюджетах и не может делать таких инвестиций. Надо законодательно закрепить институт ГЧП, при этом государство должно сохранить свою лидирующую роль.  Есть контрпримеры. Например, в Армении привлекли французского крупного оператора в управление сектором водоснабжения. И результаты показывают, что частник справляется. Просто надо соблюдать баланс. Тот же пример, про который вы говорили, английский, он показывает, что там накопилось очень много проблем, которые частный сектор не решал. Есть французский опыт, где 60 % системы отдано в частные руки, 40 % контролируется государством. Там результаты менее проблематичны. Надо найти баланс между частным капиталом и государством. В качестве примера можно привести город Шымкент, в котором коммунальное предприятие уже передано частникам. Компания получила финансирование от ЕБРР. Это пилотный проект, в рамках которого частная компания занимается управлением водоснабжения и водоотведения. Там улучшилось состояние конвенционного очистного сооружения, проделана серьезная модернизация. И затраты на себя взяла компания. То есть такой опыт надо обязательно изучать. При этом госучастие не нужно исключать. То есть надо, как еще раз говорю, соблюсти баланс…

Какие еще есть варианты? Ранее эксперт в сфере энергетики Петр Своик предлагал оставить управление коммунальной сферой государству, а в качестве средств для инвестиций использовать накопления в ЕНПФ

«Если мы эти взносы начнем вкладывать в электросети и станции, а также городскую канализацию, то к моменту выхода на пенсию эти деньги там 10 раз себя оправдают, сохранится и та же энергетика: вытащит для вас в виде хорошей пенсии, без ущерба для себя», – сказал он.  

В то же время эксперт жёстко раскритиковал политику «Тариф в обмен на инвестиции», назвал ее самоубийством для энергетики, экономики и населения. Программу все же приняли, и теперь она требует постоянных дотаций из кармана потребителей. Найдут ли отклик предложения Армана Ахунбаева, привлекут ли в эту сферу частный капитал, неизвестно.