Едешь себе на законных 110 км/ч, как вдруг – бац! Знак 90, а через двести метров – уже 70. И так практически каждый километр. Не успел притормозить – привет, штраф! Учитывая то, что камеры на трассе не просто фиксируют мгновенное превышение, а считают среднюю скорость на участке, водители могут выложить от 5 до 40 МРП, в зависимости от масштаба нарушения.
Какая необходимость была в этих знаках? Держать водителей в постоянном тонусе? А может, это такой способ пополнять бюджет? С соответствующим запросом мы обратились в «КазАвтоЖол» и Министерство транспорта.
Как внезапные знаки стали нормой?
Судя по ответам национального оператора, ограничения скорости установлены по предписанию Управления административной полиции. Логично предположить, что это сделано ради нашей же безопасности. Но внезапность появления знаков вызывает больше вопросов, чем ответов.
Чтобы поставить знак ограничения скорости или объявить участок дороги опасным, нужны веские основания. Например, если на участке часто случаются ДТП, власти могут снизить скорость, чтобы минимизировать риски. Но это логично там, где аварийность действительно зашкаливает.
А как насчёт качества дороги? Трасса Алматы-Хоргос относится к категории I-Б – ровное покрытие, разделённые полосы, минимальные риски для водителей, летящих со скоростью 110 км/ч. Но, если знаки с ограничением до 70 км/ч появляются через каждый километр, создаётся впечатление, что с инфраструктурой не всё в порядке. Если дорога не соответствует заявленным стандартам, может, и платить за неё не стоит? Ведь никто не хочет платить за трассу, которая больше напоминает полосу препятствий, чем современную магистраль.
Возможно, это временные меры? Скажем, из-за погодных условий – сильного ветра, дождя или льда. Но кто об установке этих знаков предупреждал? И где информация для водителей?
Telegram и приложение вместо СМИ: почему водители в неведении?
Как указано в Законе «О дорожном движении», в таких ситуациях владельцы дорог обязаны информировать водителей через СМИ. Мы попытались найти публикации о введении этих ограничений в популярных изданиях, но поиски оказались тщетными.
«КазАвтоЖол» уверяет, что вся информация есть на их сайте, в Telegram-канале и приложении «Sapar». Но будем честными, большинство водителей не мониторят Telegram перед каждой поездкой. Люди привыкли узнавать важные новости через СМИ, а не по крупицам искать их в приложениях. В результате – неожиданные знаки, растерянность, штрафы. И это в лучшем случае. Резкое торможение на зимней дороге может легко привести к аварии.
Кто в ответе за дорожный хаос?
Напомним, что за несоблюдение требований закона для должностных лиц и субъектов предпринимательства предусмотрены штрафы от 10 до 30 МРП. Но понесут ли наказание ответственные лица «КазАвтоЖола»? А как насчёт представителей Минтранса? Или опять всё останется на плечах водителей, которые продолжают платить за чужие ошибки?
Если дорога действительно опасна, признайте это и приведите её в порядок. Если же нет – уберите эти знаки и дайте водителям спокойно ездить. И самое важное – информируйте людей! Один пресс-релиз в крупных СМИ может решить половину проблем.
Пока же водителям остаётся одно – быть начеку и ждать новых сюрпризов на дорогах. Ведь за следующим поворотом их может ждать как очередной знак, так и новый штраф. А иногда – и то и другое одновременно.