Звучание степи - Караван
  • $ 488.26
  • 530.54
+2 °C
Алматы
2024 Год
1 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Звучание степи

Звучание степи

Домбра от уральского мастера Едиге НАБИЕВА обязательно принесет удачу! Так считают музыканты.

  • 10 Июля 2009
  • 3877
Фото - Caravan.kz

– Раньше на весь аул у нас была одна домбра, но ни свадьба, ни просто вечеринка не обходились без нее. От такой загруженности инструмент часто ломался, ведь играли на ней все взрослые. Детям не разрешалось трогать домбру. И я, чтобы иметь возможность прикоснуться к инструменту, научился ее ремонтировать, – рассказывает Едиге.

Он говорит, что играть их, мальчишек, никто не учил – сами ловили звуки, когда взрослые играли. Запоминали на слух.

Так, к слову, учились все великие музыканты – кюйши Курмангазы, Дина, Сейтек, Даулеткерей. Все они родом из Нарынкумов. И Едиге тоже оттуда. Возможно, Нарынкумы обладают особой энергетикой? Современные мастера-домбристы Кали Жантлеуов, Туякберды Шамелов тоже ведь из этих краев!

Главное – звук!

А однажды Едиге решил смастерить собственный инструмент.

– Я ее сделал из метровой деревянной линейки. Получилось очень даже неплохо, хотя никаких секретов я тогда не знал, да и не учил меня этому никто, – вспоминает мастер.

Сначала для него это было просто хобби, если кто-то попросит, мог за два-три месяца сделать хороший инструмент. А потом это стало делом его жизни.

– Сделать хорошую домбру очень даже непросто. Важно, чтобы инструмент звучал. Сейчас много ремесленников, которые могут сделать инструмент красивой формы. Домбра будет блестеть, но не будет хорошо звучать. Бывает, сделаю домбру, а она не звучит, как хотелось бы, я ее полностью разбираю, переделываю, ищу причину плохого звучания, – делится секретами мастерства Едиге.

И надо сказать, истинные музыканты ценят в инструментах Набиева именно звук. Поэтому домбристы порой месяцами ждут, когда мастер выполнит заказ. Именно с его домбрами потом очень многие молодые музыканты выигрывают всевозможные конкурсы. Да и сам Едиге Набиев – неоднократный лауреат республиканских конкурсов мастеров по изготовлению домбры.

Каждому времени – свой инструмент

Современная домбра резко отличается от той, на какой играли наши отцы и деды. Раньше казахи на западе страны домбру делали из березы, дуба и сосны. Сейчас инструменты из местного материала не ценятся. Да и звучание у них совсем другое, отмечает Едиге. Потому что раньше струны были натуральные, из овечьей или козьей кишки, к тому же никакие резонаторы не ставились, “играла” вся крышка. Нынче звучание домбры европеизировано, струны натягиваются до самой высокой ноты – соль, чтобы инструмент мог играть в оркестре. Более того, сейчас делаются электродомбры, они подключаются к усилителю, внутри – встроенный микрофон. И воспроизводит домбра новой модификации полный звукоряд. Старые мастера о таком и помыслить не могли!

– Как каждый инструмент, домбра хороша для своего времени. Мы должны идти в ногу со временем, и чтобы наша домбра была на мировых сценах в сопровождении оркестра, мы должны ее модифицировать под высокое звучание, – считает Набиев.

Современные музыканты ценят инструменты, сделанные из красного и черного дерева, палисандра. Но они не растут в Казахстане, приходится искать поставщиков за границей. А здесь, в Уральске, мастер ищет нужный материал… при разборке старых домов. В некоторых сохранились балки из многолетней березы или дуба, пригодные для изготовления инструментов.

У кого лучше?

Домбра у казахов во все времена была неотъемлемым атрибутом семейного очага, особенно людей знатных, богатых, которые могли позволить себе такую роскошь. Сейчас, когда мы возвращаемся к истокам, интерес к домбре очень высок.

– Уральские бизнесмены не особенно тратятся, – отмечает Едиге Набиев. – А вот в других регионах иногда идет своеобразное состязание-басеке среди состоятельных людей. Они готовы выложить любую сумму ради того, чтобы их домбра была лучше, чем у соседа!

Жаль только, сетует мастер, что нет хороших учеников, которым можно было бы передать свое искусство.

– Инструмент нужно чувствовать душой. Научить этому невозможно, это или есть в человеке, или нет, – замечает он.

Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, фото автора, Уральск