“Звоночки” экстремизма уже прозвенели - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+16 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Звоночки” экстремизма уже прозвенели

“Звоночки” экстремизма уже прозвенели

Пожалуй, ни один законопроект не вызывал столько споров и шума, сколько принятый на прошлой неделе нижней палатой Парламента проект закона “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”.

  • 4 Октября 2011
  • 1363
Фото - Caravan.kz

До сих пор на просторах Интернета ведется ожесточенная полемика о некоторых его положениях. Противники законопроекта пытаются доказать его “антиконституционность”. Однако эксперты уверяют: такой закон Казахстану необходим, и именно сейчас, пишет еженедельник «Караван».

Директор Центра религиоведческо-психологической правовой консультации, религиовед Николай Мерзляков ратовал за принятие такого законопроекта еще в 2009 году, когда вопрос о нем впервые был поднят народными избранниками. И утверждает: сейчас этот закон нужен еще больше!

– Николай Викторович, можете объяснить – почему?

– По многим причинам. Первая в списке – та, что проблема распространения религиозного экстремизма в Казахстане далеко не надуманна. И надо было иметь определенное мужество признать, что она есть. Противники же данного закона либо не понимают этого, либо делают вид, что не понимают. Их логика незатейлива: если у нас нет ваххабитов, нет проблем с “надутыми” с Запада течениями, то зачем нам этот закон?

– А вы считаете угрозу религиозного экстремизма реальной?

– А вы – нет? Думаете, просто так в Балхаше шестнадцать зеков вдруг “обняли газовый баллон” и подорвались? Или случайность, что двадцатипятилетний лауреат игры на домбре взорвал себя в полдевятого утра в здании КНБ? Разве это не “звоночки”?

– Хорошо, проблему признали. Что делать дальше? Неужели одним законом можно остановить у нас разгул того явления, которое ныне является угрозой во всем мире?

– Давайте так: моя цель – профилактика экстремизма. Я считаю, что надо повышать образовательный уровень в этой сфере. И надо изучить опыт государств, с которыми граничит Казахстан. Того же Таджикистана. Не просто так они вводят у себя законопроект о запрете ваххабизма!

– А конкретнее? Ваши предложения?

– Как вариант я предлагаю две формы. Первое – это внести в этот закон соответствующий пункт о парламентской комиссии, которая будет выносить решения по актам терроризма, случаям экстремизма или каких-то опасных религиозных течений. Не прокуратура, не суд, а парламентская комиссия будет разбираться с подобными случаями. Надо, чтобы этим занимались парламентарии с привлечением экспертов. Это мировая практика. А второе – конституционная полиция. Это тоже орган, который существует в ряде государств, такое подразделение должно заниматься случаями, которые несут любую угрозу Конституции.
Это настоящая травля!

– Если данный законопроект так хорош, почему он вызвал такую бурю негатива?

– А вот это интересный вопрос. Посмотрите, что происходит вокруг законопроекта о религии, вокруг Агентства по делам религий. Зайдите в социальные сети, там идет настоящая травля председателя агентства Кайрата Лама Шарифа. Я не знаю этого человека лично, но считаю, что идет самая настоящая массированная атака на него. И у меня в данном случае напрашивается единственный вывод: кто-то очень не хочет, чтобы этот закон был принят. Не хочет, чтобы агентство полноценно работало. Кому-то это причиняет большие неудобства. А значит, закон надо принять обязательно!

– В том виде, в котором он есть сейчас?

– Я бы, конечно, кое-что изменил. Есть опасения, что мы можем потерять ряд епархий – православных и католических. Если исходить из того, что они должны быть представлены во всех областях. Кстати, возникает сложность и такого плана: в течение года после принятия закона все религиозные организации должны будут пройти регистрацию. Но вот что касается католической церкви, то с Ватиканом подписано соглашение – конкордат, которое в прошлом году было продлено. Как быть с этим документом, не ясно. Спорным мне представляется также положение об экспертизе литературы, которая приходит извне. Но почему не говорится об экспертизе литературы, которая выпускается в стране? Еще надо подумать об исполнителях, прежде чем принимать закон. В общем, работать есть над чем. Но принимать закон однозначно надо.
На работу ходят работать, а не молиться

– Также большие споры вызвало предложение о том, чтобы упразднить намазханы на рабочих местах для чиновников. А вы как к этому относитесь?

– Это, на мой взгляд, самая комедийная вещь. Скажите, почему мы, живя в светском государстве, должны думать о том, что кто-то на рабочем месте должен молиться и ему надо организовывать специальные преференции в виде намазханы? А если я – тантрист и мне непременно в два часа надо заняться сексом и обязательно с девственницей? Давайте создавайте мне условия для этого! У нас столько проблем, а мы должны думать о том, что кто-то должен во время своего рабочего дня молиться. На работу ходят работать! Я считаю, что этот вопрос надуманный.

– Вы думаете, закон сможет стать неким барьером для чужеродных опасных течений?

– Есть, конечно, такая опасность – начнем бороться с экстремизмом, и его станет еще больше. Вот не молился человек 15 лет в намазхане, а тут их отменят, и возникнет протест. Но я не думаю, что этот закон сейчас оздоровит общество в плане моральных ценностей. О какой религии можно говорить, если у нас люди мыслят матом?

– Есть ли у нас экспертные организации, которые могли бы дать реальную оценку этому законопроекту?

– Об экспертах извне речи нет. Знаете, я еще в 2009 году говорил эксперту ОБСЕ, что закон в той или иной редакции надо принимать. А он мне: “А вы ведь православных не закроете, но вот какую-нибудь религиозную группу – точно”. И начинает нести бред, мол, мормоны пострадают! В конце концов я ему говорю: “Вы хотите, чтобы здесь был Пакистан?”. А он мне: “Так здесь нет такой угрозы”. И я понял, что они не идут дальше представлений о том, что здесь есть нефть, люди, которые могут дешево выполнять квалифицированную работу, а на Каспии есть икра…

Эксперты должны быть наши – те, кто знает ситуацию не понаслышке и не хочет завтра проснуться в ваххабитском государстве.

В тему

Певец вступился за певца

На днях депутат нижней палаты Парламента Казахстана певец Нурлан Онербай потребовал от председателя Агентства РК по делам религий Кайрата Лама Шарифа… извиниться перед народом за законопроект “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”. Таким образом Нурлан Онербай встал на защиту своего коллеги по творческому и депутатскому цеху Бекболата Тлеухана.

“Бекбулат придерживается определенного религиозного течения как мусульманин, и мы прекрасно знаем нашего коллегу как человека, который всегда возвышал культуру нашего народа… Бекболат Тлеухан является автором 20 песен, многое можно сказать, какой он вклад внес в развитие культуры нашей страны”, – отметил Онербай заслуги Тлеухана.

Никто и не сомневался в творческих заслугах депутата Тлеухана. Но вот что касается принимаемых законопроектов, то, думается, задача депутатов все-таки проявить профессиональный подход к их обсуждению, основанный на мнениях экспертов, а не на личных эмоциях.

Источник: Амина Юсупова, еженедельник «Караван», Караганда