Звезды российского театра рассказали секреты профессии "Каравану" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Звезды российского театра рассказали секреты профессии "Каравану"

Звезды российского театра рассказали секреты профессии "Каравану"

Как 70-летний Гостюхин стал мальчишкой

  • 4 Января 2017
  • 2141
Фото - Caravan.kz

Звезды советского и российского театра и кино Владимир ГОСТЮХИН и Елена ПРОКЛОВА выступили в Павлодаре со спектаклем “Невеста напрокат”. Они поделились с “КАРАВАНОМ” секретами актерской профессии и рассказали об отношениях со зрителями.

“Дальнобойщик” мечтает о странной любви

70-летний Владимир Гостюхин впервые в карьере согласился на антрепризу. Премьерный спектакль он дал в Москве, а второй – в Павлодаре! Актер в восторге от того, как его приняла местная публика.

Любимец нескольких поколений, он начал играть в спектаклях и сниматься в кино с начала 1970-х годов. Киноленты “Охота на лис”, “Лунная радуга”, “В поисках капитана Гранта”, “Моонзунд” с его участием вошли в сокровищницу советского кинематографа. В начале 2000-х Гостюхин напомнил о себе культовой ролью в сериале “Дальнобойщики”.

Актер популярен у режиссеров, вот уже 15 лет подряд он представляет разные образы на большом экране и в многосерийных фильмах на ТВ. До 5–6 ролей в год! Однако Гостюхин был категорически против антреприз. Владимир Васильевич говорит, что очень уж он придирчив к пьесам:

– Это первая антреприза в моей актерской жизни! Я всегда отказывался. Не воспринимал эти роли как художник и актер, наживал себе врагов. Не нравится режиссерам, продюсерам, что я своенравный. Но меня это не останавливает. А здесь я пришел к выводу, что надо играть.

До этого в основном мне поступали предложения, рассчитанные на хохму. Раньше, когда актеры от души дурачились, фантазировали, импровизировали, это называлось капустником. В нем не могло быть пошлости и дурости. К сожалению, сейчас капустником в 99 процентах случаев называют то, что вызывает тупую реакцию – не смех даже, а ржание. Это нечто пошлое и даже дебильное!

Продюсер сегодняшнего спектакля меня начала доставать два года назад. Я был сильно занят, много снимался. Но она выслала мне пьесу. Я прочитал и был тронут. Эта история утверждает традиционные семейные ценности. Жизнь – сложная штука, и подчас в семьях происходят серьезные конфликты. Важно, чтобы люди в конце концов поняли друг друга, открыли сердца и произошло единение душ.

Пьеса – об американской семье, но американцев, как таковых, мы не играем. Просто люди в сложившихся обстоятельствах.

– Вы довольны результатом?

– В Павлодаре у меня второй по очереди спектакль. Премьера состоялась в Москве. И с моей партнершей – тоже из Белоруссии, как и я, Алисой Катчер – мы влились по-настоящему в спектакль именно здесь и сегодня (Гостюхин назвал Павлодарский театр им. А. Чехова намоленным. – Авт.).

Я это почувствовал благодаря вашему зрителю. Он очень чуткий, умный, душой отзывается на настоящее. В Павлодаре я понял, что попал: сыграл эту пьесу как хотел. Пропустил через сердце. Зритель жил с нами, смехом он не мешал действию, аплодисменты прорывались, а потом затухали в нужные моменты.

– У вас есть опыт режиссерской работы. Не планируете вернуться к ней?

– Было много проектов, которые хотел реализовать. Сейчас везде важны деньги. В советское время я успел снять фильм “Ботанический сад”. В Белоруссии поставил три спектакля, еще один в частном театре. Но режиссура для меня не профессия, это – хобби. Я мечтал быть режиссером. Когда оканчивал актерский факультет ГИТИСа, хотел поступать сразу во ВГИК на кинорежиссера. Не вышло в силу обстоятельств. Я никогда не оставлял этой идеи, сделал несколько режиссерских работ. Они оказались удачными. Спектакли, которые я поставил, с успехом идут в белорусских театрах. Один уже 20 лет ставится, зритель его требует. Я хотел создать в Минске свой театр, но потом наткнулся на непонимание. Идея осталась нереализованной.

– Как вам удается угадывать предпочтения зрителей? Вас любит и молодое поколение, и старшее.

– Самое главное – это искренность. Да, я профессионал, добился многого и научился. Однако на сцене и перед камерой я – как ребенок. Остаюсь непосредственным, снимаю защитную пелену и превращаюсь в задорного мальчишку! Люди все это чувствуют. Зритель видит, что моя игра – не фальшь, это их и трогает. Как говорил Пастернак: “Не отступаться от лица, / Но быть живым, живым и только, / Живым и только до конца”.

– Какую роль мечтаете сыграть?

– Про любовь, про странную любовь по сказке Александра Куприна “Принцесса-дурнушка”. Она о последней любви взрослого мужчины к юной даме. Сложная, пронзительная, трагическая любовь. Куприн написал мощную по накалу страстей историю шекспировского уровня.

– Вы неоднозначно относились к советской власти. С одной стороны, одобряли, с другой – осуждали. Почему?

– Я наживал себе проблемы, меня могли репрессировать за открытое выражение взглядов, но я хотел переустройства. Хотя в основном отношусь к советской истории нашей страны с большим уважением.

Но великая идея братства, справедливости, мира превратилась в закостенелый вариант. Когда снимался в Китае у Никиты Михалкова, то завидовал жителям этой страны: у нас все рушилось, а у них нарастало. Китай сохранил идеологию, но нашел метод развиться. У нас всё пришло к развалу, потому что у власти были люди, которые привели в действие концепцию разрушения. В Белоруссии эту историю мы прошли все-таки легче. Лукашенко во многом сохранил то, что было лучшим в советской истории. На мой взгляд, это правильно.

Много поездил и понял: где я родился, там моя родина. Мне представлялась хорошая возможность начать сниматься в Голливуде. Был период, когда меня тянули на Запад, в кино. Я понял, что это не мое, и отказался. Разрушение страны переживал очень тяжело.

От Малахова к ЖКХ

Знаменитая фраза: “Ларису Ивановну хочу” – об ее героине. В стюардессу Ларису Комарову безответно влюбился летчик Мимино, как и все мужчины СССР. В свои 63 года актриса, телеведущая и некоторое время домохозяйка Елена Проклова выглядит максимум на 45 лет. Энергичная, живо откликается на вопросы во время интервью. Она не выказывает усталости, улыбается, несмотря на то что мы беседуем сразу после спектакля.

Елена призналась нам, что видела далеко не все свои роли в кинофильмах. Не смотрела ленты “Собака на сене”, “Какие наши годы!”, “Снежная королева”. Говорит, мол, не получается, много работы и дел по дому, по хозяйству.

– Как вы относитесь к тому, что к известному человеку у поклонников складываются определенные требования?

– От любого человека что-то требуют и на работе, и дома. У меня чуть более широкий круг. Раньше я старалась соответствовать чьим-то запросам. Но сейчас успокоилась и поняла, что я никому ничем не обязана и могу быть такой, какой мне нравится. Это не зазнайство, не звездная болезнь, это просто уважение к своей жизни. Человек должен делать то, что он хочет, работать, где он любит. Надо только не лениться.

– Расскажите о вашей роли в спектакле “Невеста напрокат”.

– Непростая доля – быть женой человека, который ушел из семьи. Я стараюсь играть роль исходя из своего характера и самой себя. Конечно, переношу все на уже существующий образ героини. Роль в сегодняшнем спектакле показывает женскую судьбу. Для меня каждая роль – часть жизни. Можно сказать, прожила все то, что прожили мои героини. Я играю своими эмоциями, сердцем. Не умею по-другому.

– В спектаклях вы играете одну и ту же роль снова и снова. Что для вас сложнее?

– Есть поклонники, которые присутствуют на каждом спектакле. Они говорят, что не было ни одного одинакового. Каждый раз играешь по-новому. Да, слова, одежда – те же, но эмоции другие. Если вы влюблены, то ваша любовь каждый день разная, чувства другие.

– Не хочется уехать в глушь, отдохнуть, забыть обо всем?

– Бывает, что уезжаю отдыхать в другие страны. Правда, там все равно встаю рано утром. Позволяю себе начать день наедине с собой. Когда все спят, можно подумать о планах на жизнь. Супруг, наоборот, ночная птица, любит поздно лечь. А я не смотрю телевизор, поэтому ложусь рано.

– А почему не смотрите телевизор?

– Для меня интереснее жизнь и те книги, которые читаю. Все эти скандальные телевизионные, особенно политические программы, скорее, оказывают на человека разрушительное действие.

– Вы вели программу “Малахов плюс”, а в ТВ-шоу “ЖКХ” стали совершенно другой. Там вы тоже играли роли?

– Конечно. Любое телевизионное шоу – это постановка: она заранее продумана, хотя и несет долю импровизации. Но нужно все равно находиться внутри образа. Этому необходимо учиться. Я до сих пор учусь. Смотрю на какого-нибудь нового артиста, с которым работаю, и что-то от него беру.

– Очень неожиданно было вас увидеть в шоу “Последний герой”.

– Горжусь, что прошла это испытание достойно, побеждая молодых участников. В реальной жизни мы слишком защищены и не знаем, кто мы на самом деле и сколько в нас сил и умений. Шоу помогло раскрыться. На момент участия в нем мне было около 50 лет. Честно говоря, зауважала себя после этой программы.

– Вы и сейчас готовы согласиться на любые предложения?

– Конечно! Почему нет? Жить вообще интересно! Если любишь жизнь, то до последних дней будешь увлечен и готов на все!

В Павлодар Владимир Гостюхин и Елена Проклова приезжали по приглашению директора школы “Стикс” Юрия СТЕПКИНА (на фото). Благодарим его за организацию интервью!