— Одна из главных целей любого общества — дать право всем его гражданам на доступ к информации и знаниям, для их использования во исполнение одной из основных гражданских свобод — свободы выражения и свободы участия в культурной жизни и научном прогрессе, — объяснил суть этого проекта исполнительный директор КФ «Информационная инициатива» Михаил Тюнин.
В течение года казахстанские эксперты в области доступа к информации, при поддержке международной организации «Каунтерпарт Интернэшнл» осуществляли мероприятия, направленные на разъяснение важности принятия в Казахстане Закона, регулирующего в полном объеме право на доступ к информации. Проведенные в ходе проекта исследования, наглядно продемонстрировали, что действующие казахстанское законодательство не в полной мере регулирует не только вопросы доступа к информации, но и не содержит четкого описания понятия «Информация».
— Именно от правового статуса, от правового режима информации, зависит правильное урегулирование всех правоотношений в сфере доступа к информации. Информация является одним из важнейших и необходимых элементов деятельности человека, общества, и государства в целом, — отметил эксперт проекта, директор компании «Правовая инициатива» Андрей Андреев. — Не должно быть такого, когда общественно-значимая информация по произволу властей была бы сокрыта от граждан. Вспомним Чернобыльскую катастрофу: реактор уже взорвался, уже радиоактивное облако накрыло громадную территорию, а людей вывели на праздничную демонстрацию, ничего им не объяснив… Или сознательное искажение информации, умолчание, как было с денежной реформой Павлова в СССР. Тогда миллионы людей в результате прямого обмана со стороны государства, потеряли свои сбережения. Вот такого быть не должно, и Концепция нашего законопроекта это предусматривает.
На основе партнерского диалога между неправительственными организациями и госорганами в рамках проекта была выработана позиция в отношении улучшения государственной политики в области доступа к информации. Итогом совместной работы стала Концепция законопроекта «Об информации и защите информации», в которую были включены рекомендации Корпоративного Фонда «Информационная Инициатива», ОБСЕ и других международных организаций в области доступа к информации. В Концепцию законопроекта включены несколько совершенно новых понятий и норм, в частности определение «общественно-значимой информации», которое пока не упоминается ни в одном казахстанском нормативном акте.
Разработчики отметили, что действующие законодательные акты (Законы РК «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «О государственных секретах») в основном являются отраслевыми законодательными актами и не охватывают в полной мере область защиты информации, не отражают механизма защиты и взаимодействия государственных структур. Не регламентирован также единый понятийный аппарат в сфере защиты информации.
Именно поэтому, считает М. Тюнин, действующее законодательство, обеспечивая правовое положение инструментов (СМИ) по реализации (получение и распространение) информации, а также, регламентируя вопросы формирования и развития информационных систем, то есть информационного процесса (создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, использования и распространения электронных информационных ресурсов с использованием информационных технологий), не регламентирует правовое положение самой информации и вопроса по ее защите. Необходим новый Закон.
Очень важно, как подчеркнули эксперты, что им в новой концепции законопроекта удалось закрепить понятие «информации, создаваемой государственными органами» и определить объемы, возможно качественно-количественные показатели предоставления такого рода информации.
— Закрепив эту классификацию в законе об информации можно решить сразу несколько вопросов, — считает А. Андреев. — Государственные органы обязаны будут публиковать на сайтах больше информации, подходящей под понятие «общественно важная», тем самым создадутся условия для решения вопросов прозрачности, подотчетности государственных органов, коррупции.
Открытое и неограниченное распространение общественной информации повышает безопасность и здоровье общества, а также способствует улучшению уровня жизни, т.к. у граждан появляется больше возможностей для принятия осознанных решений по вопросам собственной повседневной жизни, окружающей среды и будущего.
Безусловно, принятие такого Закона об информации, которое намечается в конце этого или начале следующего года, потребует внесения изменений в Уголовный кодекс РК, в Кодекс об административных правонарушениях, в Законы «О средствах массовой информации», «Об информатизации», «Об органах национальной безопасности» и другие.
В наступившем 2009 году, как сообщил Михаил Тюнин, эксперты продолжат свою работу над вопросами нормативного регулирования вопросов доступа к информации, будут развивать сотрудничество с Агентством РК по информатизации и связи. Особое внимание экспертов займет блок вопросов связанный с нормативным регулированием информации, размещаемой на веб-сайтах государственных органов.
— Именно официальные сайты государственных органов в ближайшем будущем займут место основного источника полной и достоверной информации о деятельности государства, поэтому нормативное регулирование качественно-количественных показателей информации размещаемой на веб-ресурсах госорганов — очень важная задача, — отметил Михаил Тюнин. — Казахстанцы, как и граждане других развитых государств, имеют право и должны иметь возможность получать информацию напрямую, без «посредников», каковыми по сегодняшнее время являлись, к примеру, СМИ. Новые достижения в области информационных технологий, стремительное развитие Интернета дают им такую возможность.
Отвечая на вопросы журналистов, М. Тюнин отметил, что не видит больших противоречий между разрабатываемой ими Концепцией нового законопроекта с законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информационно-коммуникационных сетей», автором которого выступило Агентство по информатизации и связи. Этот законопроект уже попал на обсуждение в Парламент, но вызвал весьма негативную реакцию у представителей СМИ. По их мнению, он ущемляет свободу слова и дает властям право закрывать неугодные веб-сайты. По мнению М. Тюнина, деструктивные сайты, где возбуждается межнациональная и межрелигиозная ненависть, где есть призывы к терроризму, порнография, необходимо закрывать — и это есть обязанность государства. Так делается во всех нормальных государствах.
Но в целом создаваемая законодательная база в сфере Интернета, в том числе и их Концепция нового законопроекта, будут способствовать расширению прав и свобод казахстанцев на получение точной, правдивой и компетентной информации, как говорится — «из первых рук». Для чиновников это будет прямой обязанностью. Таким образом, «зоны доступа» простых граждан к информационным ресурсам возрастут во много раз.
Фото с сайта http://www.zn.ua