Золотой вопрос: почему Казахстан плохо защищает свои права в ЕАЭС - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Золотой вопрос: почему Казахстан плохо защищает свои права в ЕАЭС

Золотой вопрос: почему Казахстан плохо защищает свои права в ЕАЭС

Для экономики любой страны нужны деньги. Главным материалом для их изготовления всегда было золото. Его легко проверить на качество, поделить, оно занимает мало места и стоит дорого. Но для повседневной жизни презренный металл не годится.

  • 19 Сентября 2018
  • 644
Фото - Caravan.kz

Сколько золота нужно, чтобы купить коробок спичек или пачку макарон? Это будет такая чешуйка, на которую клеймо не поставишь, в кошелек не положишь, – затеряется среди пыли, как пить дать.

Поэтому в Европе всегда в ходу была биметаллическая система – кроме золотых чеканили серебряные монеты. Для повседневного обращения. А для совсем мелких сделок использовали медную мелочь.

Вторая половина XIX века – время бурного роста экономики Европы. И свободного перемещения капиталов. Мешало только одно – валютные системы разные. Вроде золото и серебро в Париже, Вене, Риме и Санкт-Петербурге стоят одинаково, но монеты разные. По весу, по защите, по пробе. Из-за этого деньги одной страны не принимают в другой. Или берут с дисконтом.

Или, наоборот, соседи Италии страдали от ее низкопробных монет. “Умные” банкиры чеканили деньги из сплава, где серебра было 83,5 процента. По виду их нельзя было отличить от нормальных монет. Во Франции были запрещены швейцарские франки из 800-й пробы.

К этому времени и рынок металлов стал стабильным. Тогда были две страны, которые могли повлиять на цены на золото и серебро. Китай был “успокоен” общими усилиями европейцев в двух опиумных войнах. Британия и Франция сумели организовать “миротворческую операцию” и принудить его покупать свои товары бартером, а не только за серебро.

Мексику локализовали проще. После революции здесь началась гражданская война. Европейцы поддержали всех. Потом Париж, Лондон и Мадрид организовали прямую интервенцию для защиты своих интересов. За все это время поток мексиканских долларов сократился. Спокойствие лет на 20 гарантировано. А там рост экономики легко проглотит излишки.

В 1865 году Франция – тогда центральная континентальная страна – предложила схему: привести все свои валюты к биметаллическому стандарту.

То есть монеты могут называть как угодно – франками, боливарами или песо, они могут иметь разный номинал, но их форма, вес и дизайн должны быть однообразными.

Есть, скажем, 1 золотой франк. В нем содержится 0,29 грамма золота 900-й пробы. Это образец, по которому чеканятся монеты в других странах. Точно так образцами служат монеты в 5 и 10 франков.

Одновременно было зафиксировано соотношение цены серебра к золоту: в серебряном франке было уже 4,5 грамма серебра. То есть курс 15,5 к 1.

Так была достигнута взаимозаменяемость денег, и их могли принимать казначейства разных стран как законное денежное средство.

В конце 1865 года Франция, Бельгия, Италия и Швейцария подписали соглашение о создании валютного союза. Из-за такого набора стран организацию стали называть Латинским валютным союзом. Скоро к договору присоединилась Греция. Испания, Румыния, Колумбия, Венесуэла, Сербия и Болгария выполняли договор без формального присоединения.

Австро-Венгрия, не признававшая биметаллизм, по отдельному договору с Францией чеканила часть своих золотых монет по стандарту франка.

Великое герцогство Финляндское, тогда часть России, чеканило только золотые монеты по Латинскому стандарту с 1878 года. В России стандарт был принят по факту после реформы Сергея Витте 1887 года. Он отчеканил серию золотых монет в 5, 7 с половиной, 10 и 15 рублей, эквивалентных по весу и пробе франкам.

Первые 10 лет система работала как часы: капиталы свободно перетекали из страны в страну. Вслед за деньгами шли специалисты и технологии. Тогда страны реально видели, где у них есть конкурентные преимущества, а где они проигрывают соседям.

Засада подкралась незаметно благодаря научно-техническому прогрессу. С конца 1860-х годов серебро стало дешеветь: США нарастили добычу металла на Диком Западе. А когда до Тихого океана дошла железная дорога, хлынул водопад металла. В 1870 и 1880 годах серебро подешевело скачками – до 1:18 и 1:20. В 1890-х плавно пошло вниз и за 7 лет обвалилось до 1:30. Казахстан зависит только от рубля и доллара — независимый узбекский эксперт о дедолларизации в регионе

Первой, как всегда, не выдержала Греция. Боясь банкротства, эллины начали тайком снижать содержание золота в монетах.

За это ее исключили из Латинского валютного союза в 1908 году. Папская область Италии жульничала на пробе серебряных монет.

Кроме того, никто не запрещал печать бумажных банкнот. А так как станок у крупных стран – Франции и Италии – был мощнее, чем у мелких, то они и финансировали свои операции за счет металлической валюты партнеров. Во Франции не обеспеченные металлом бумажные деньги ходили в 1870–1878 годах, в Австрии – в 1848–1892 годах, в Италии в 1866–1881 годах. А в 1892 году Италия не смогла удержать свободный размен банкнот на золото и полностью перешла к бумажным деньгам.

Латинский союз показал, что в международных экономических организациях всегда выигрывают развитые промышленные страны. Мелкие и неразвитые рискуют ухудшить свое положение. Особенно аграрные.

Именно из-за валютного кризиса США и Латинскую Америку накрыла волна итальянских, греческих и албанских мигрантов. А вот Франция спокойно жила с двойным стандартом до 1927 года…

Любой экономический союз должен быть выгоден всем в него входящим. Скажут, что Казахстан вновь воткнул нож в спину России — Сатпаев о том, почему РК не должна отвечать на санкции против РФ

Объективно у Казахстана нет другого соседа, кроме России, с кем можно было бы блокироваться.

Китай, Иран, Пакистан и Индия – кому нравятся такие варианты? Со всеми договариваться тяжело. Москва же показала, что рядом с ней можно жить. Особенно в организациях, где она играет главную партию.

Другое дело, что в таких союзах лидер быстро забывает интересы партнеров. Необычного в этом нет ничего.

В ЕАЭС нет единой позиции по развитию экономики. И если Беларусь очень активно защищает свои права, то Казахстан всегда сдержан. Мол, вытерпим. Наша переговорная группа никак не защищает интересы собственной экономики. А к подготовке к очередным встречам экспертов от предприятий практически никого не приглашают. Не встречаются с журналистами. Чем соседи активно и пользуются. В итоге выгоды от ЕАЭС люди не видят и не ощущают.