Группа работников предприятия сумела обойти многоступенчатую систему охраны золото-содержащего материала.
Усть-Каменогорский металлургический комплекс “Казцинк” – одно из немногих в республике производств, где получают золото высочайшей пробы. Сначала из руды извлекают концентрат, потом собирают так называемую серебристую пену и уже из нее выплавляют серебро, золото, платину – весь основной ряд благородных металлов. Драгоценные слитки напрямую идут в спецхраны главного финансового ведомства страны для пополнения золотого запаса государства.
Воровать помогала… охрана
Слухи об утечке стратегического продукта – серебристой пены – за границу ходили давно. Но к серьезному расследованию органы приступили после одного анекдотичного случая. На прием к руководителю предприятия записался коммерсант из Китая. И повел такой разговор: мол, господин директор, ваша продукция нас очень устраивает, хорошо идет, цена подходящая. Мы и в дальнейшем хотели бы остаться вашими покупателями, но не устраивает график поставок. То вы 600 кг отправляете, то 100. Давайте упорядочим поставки. Директор изумился: “О чем речь-то?” “О серебристой пене”, – отвечает китаец. Но серебристая пена – стратегический материал, она никуда не продается, это золотой запас республики!
Тут посетитель понял, что сказал что-то не то, и быстро свернул визит. Из кабинета он выбежал, не оставив визитки.
Первые схроны с драгоценным сырьем были обнаружены прямо на промплощадке. Невзрачный на вид серый тяжелый порошок был упакован в “колбаски”, заклеенные скотчем, и прибран в укромные уголки. Подальше от случайных глаз. Найти тех, кто заготовил “колбаски”, для полицейских не составило труда.
– Надо отдать должное службе безопасности предприятия, – прокомментировал замначальника управления по борьбе с организованной преступностью ДВД ВКО Марат Масакбаев. – Нам обеспечили сохранность места преступления, и первый же осмотр дал результат – на упаковках остались отпечатки пальцев. Мы провели дактилоскопическую экспертизу, а руководство металлургического комплекса предоставило нам исчерпывающую базу данных. Круг подозреваемых был узким, красть пенку могли только работники “аффинажки” – цеха, где выплавляют драгоценные металлы. Но это святая святых завода. Прежде чем выйти из цеха, рабочие проходят многоступенчатые кордоны с проверкой вплоть до нижнего белья. Цех охраняет своя внутренняя охрана из особо проверенных людей – бывших сотрудников правоохранительных органов. Профессионалов. Просто так из цеха не вынесешь ни грамма!
Сыщики были уверены, что преступление совершено в сговоре с охраной. По отпечаткам пальцев установили смену плавильщиков и автоматически дежурное подразделение охраны. Круг замкнулся. Скоро все подозреваемые – шестеро металлургов и командир отделения внутренней охраны, бывший сотрудник УВД – были задержаны.
Сколько пены утекло?
Воровать драгоценное сырье килограммами позволили особенности технологии. Дело в том, что заведомо определить точный выход продукции невозможно, это зависит от концентрации сырья. Сегодня из одной партии могли получить 11 кг серебристой пенки, а завтра – 15. Этим и воспользовались преступники. Пенку выносили в специальных приспособлениях, которые приматывали к телу. Охрана по договоренности в упор ничего не замечала. За проходной “несунов” ждали организаторы группы – известный на заводе плавильщик Карыпов и руководитель отделения охраны Нурсадыков. Оба владели иномарками-универсалами с вместительными багажниками, на которых ценный материал вывозили в тайник в районе Опытного Поля – это окраина Усть-Каменогорска. Затем находили покупателя, сбывали, деньги делили между собой.
Из всех тайников сыщики изъяли почти тонну “колбасок” общей стоимостью 16,5 миллиона тенге. Сколько серебристой пены безвозвратно утекло из закромов предприятия, можно только догадываться. Две тонны, три?.. Сообщники действовали с ноября по январь. В конце января 2007 года было возбуждено уголовное дело по факту кражи в особо крупных размерах. Следом задержанным предъявили обвинение в создании устойчивой преступной группы.
Суд прошел, следствие продолжается
В августе состоялся суд. Лидерам группы – Гераклиту Карыпову и Талгату Нурсадыкову – было определено наказание шесть лет лишения свободы с конфискацией имущества, остальным по три года колонии.
– Для руководителей “Казцинка” хищение стратегического продукта стало очень неприятным сюрпризом, – заметил Марат Масакбаев. – Они считали применяемую систему охраны из тройного кордона сверхнадежной. Чтобы исключить подобные ситуации, сейчас корпорация пошла на закупку дорогостоящего оборудования – системы видеонаблюдения, фотоэлементов, ловушек. За последние 7–8 лет эта кража – самая крупная на металлургических площадках области.
Но следствие по хищению на “Казцинке” продолжается. История с серебристой пеной помогла выявить ряд эпизодов с воровством цинковых чушек и свинцового огарка. Возможно, не таких громких, но все равно неприятных.
Галина Вологодская, Усть-Каменогорск