Знать хочу, за что плачу! - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+17 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Знать хочу, за что плачу!

Знать хочу, за что плачу!

“Эпоха энергосбережения”, которую обещают казахстанцам, как только они установят теплосчетчики, – это всего лишь миф, созданный монополистами. В этом убеждены наши собеседники и приводят доводы, что сами по себе счетчики никакой экономии не дают.

  • 24 Августа 2012
  • 4366
Фото - Caravan.kz

Сомнительная экономия

В начале августа директор департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий (ДАРЕМ) Алматы Даурен ЖАНДАРБЕК заявил, что повышение с 1 сентября тарифа на тепло в городе на 9,2 процента сделает выгодной установку приборов учета тепла. Он утверждает, что тем, кто не установит счетчики, придется оплачивать отопление с 20-процентной накруткой, а кто установит, сможет платить по низкому тарифу. Правда, по какому, пока неясно.

Известный кинорежиссер-доку­менталист, заслуженный деятель искусств Казахстана Александр ГОЛОВИНСКИЙ усомнился в обещанной выгоде от такой затеи:

– У нас в Жетысуском районе владельцам частных домов с централизованным отоплением стали разносить пугающие уведомления, в которых сообщалось, что тем, кто до 15 августа не установит приборы учета тепла, отключат его подачу. Но тепловой счетчик стоит немалых денег – от 400 до 500 тысяч тенге. И если на одну семью это дорого, тепловики предлагают ставить один прибор на несколько домов. Но пусть мне объяснят, как счетчик определит, какие из домов или квартир сколько потребили тепла? По площади, по объему квартиры или по числу секций отопительных батарей? Кроме того, в одном доме – стеклопакеты, они экономят тепло, а в другом – окна не закрываются, ветер по квартире гуляет, большой расход получается. Разве нынешняя система оплаты по усредненным нормам принципиально отличается от такой оплаты по счетчику? Разве это стимулирует жителей к энергосбережению?

Накрутка – в 200 процентов

– Вот на холодной воде или электричестве, – продолжает Александр Федорович, – я знаю, что могу сэкономить. Могу меньше лить воды, не пользоваться микроволновкой, электрочайником… А как я сэкономлю на подаче тепла? Все равно же заплачу столько, сколько его подадут мне в квартиру! Моя дочь живет в Польше. У нее в квартире есть не только тепловой счетчик, но и терморегуляторы на каждой батарее. Если жарко, можно убавить подачу тепла и платить меньше. И терморегуляторы, и приборы учета ставит им поставщик тепла без дополнительной оплаты. Мы же ни убавить, ни прибавить, ни экономить не имеем возможности. И терморегуляторов на батареях в Казахстане почти ни у кого нет. Чтобы их поставить, нужно еще потратиться.

– А не потому ли жители КСК не хотят ставить счетчики, что большинство многоквартирных домов нуждается в капремонте? Если установить такой прибор учета за 3 тысячи долларов со сложной электроникой в сыром и грязном подвале, так он сразу же выйдет из строя. Сначала дома надо приводить в порядок! – восклицает Головинский. – И откуда вообще взялась такая цена – 400–500 тысяч тенге за прибор? Говорят, в России эти счетчики на наши деньги стоят 150 тысяч. Значит, нам их ставят с накруткой в 200 с лишним процентов? При этом мы никакой выгоды не получаем! Меня, кстати, очень удивило, как директор теплосетей по телевидению среди причин повышения тарифов на тепло назвал слишком низкую зарплату своих работников! Но мы же не богадельня. И потом, если я не могу экономить на тепле для себя, то не уверен, что и тепловики станут экономить для меня! Им-то выгодно поскорее продать свои счетчики. И они вовсе не заинтересованы, чтобы потребители платили им меньше! Я слышал, уже были скандалы, когда жители сами закупали счетчики дешевле, а их заставляли демонтировать их. Не то, мол, приобрели.

О чем молчат монополисты

Сопоставим рассуждения нашего собеседника с мнением специалиста жилищно-коммунальной сферы – председателя Алматинской городской ассоциации КСК Шамиля МЕНДЫГАЛИЕВА:

– Люди отказываются покупать тепловые счетчики не только из-за их высокой цены, но и потому, что во многих ветхих неутепленных домах оплата по нему получается намного выше, чем по нормам. Сам по себе прибор учета ведь ничего не экономит. Он просто считает то, что через него проходит. Экономия возможна, только если в КСК держат человека, который два раза в сутки будет бегать по элеваторным узлам, уменьшать подачу тепла утром и снова открывать задвижки вечером, когда холодает на улице. Но тогда деньги КСК будут уходить на зарплату этому специалисту. Реальная экономия тогда, если оборудовать дома автоматизированными тепловыми пунктами, где помимо прибора учета тепла будут еще стоять датчики температуры наружного воздуха, спецоборудование и электронная система, которая автоматически регулирует подачу тепла в дом в зависимости от того, насколько холодно или тепло на улице.

– Такой пункт благодаря гранту Программы развития ООН у нас установлен в доме в 12-м микрорайоне, стоит это удовольствие около 3,5 миллиона тенге, – продолжает Ш. Мендыгалиев. – В автоматическом режиме система поддерживает постоянную температуру в квартирах при любых погодных условиях. Теперь этот дом мы хотим еще термомодернизировать по примеру Польши. Там я видел, как панельные многоэтажки утепляют снаружи слоем минеральной ваты или пенопластом. А затем покрывают надежной штукатуркой или облицовочной плиткой. Дом получается, как термос. Потребность в подаче тепла возникает только тогда, когда на улице уже минус пять градусов! То есть в ноябре, декабре. Если такой дом оборудован автоматизированным тепловым пунктом, экономия тепла и денег жителей получается очень солидной.

Неужели же наши тепловые монополисты, “ радеющие” за энергосбережение, не знают обо всех этих технологических нюансах? Или это не сулит им выгоды?