Зигзаг неудачи - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зигзаг неудачи

Зигзаг неудачи

Тот разгон, который взяла инфляция осенью прошлого года, теперь трудно остановить. И хотя прогнозы относительно уровня инфляции в начавшемся году носят явно оптимистический характер, цены на продукты и услуги будут расти стремительными темпами.

  • 4 Января 2008
  • 1331
Фото - Caravan.kz

По итогам 2007 года глава Национального банка Анвар Сайденов спрогнозировал инфляцию в республике в годовом выражении (декабрь 2006 года к декабрю 2007 года) на уровне свыше 18%. При этом среднегодовая инфляция наверняка поднимется выше 10%.
Подсчеты инфляционных перспектив продолжались всю осень, когда в стране было зафиксировано беспрецедентное за последние годы удорожание продуктов и услуг.
Среди продовольственных товаров в ноябре (данные за декабрь пока не озвучены) в наибольшей степени подорожали макаронные изделия — на 10,6%, яйца — на 9,7%, масло и жиры — на 7,7%, в том числе, масло подсолнечное — на 8,3%, молоко и молочные продукты — на 6,1%.
В группе непродовольственных товаров своеобразный рекорд установил бензин, подорожавший на 6%, а также моющие и чистящие средства (2%).
В структуре платных услуг населению жилищно-коммунальные услуги стали дороже на 2,1% в основном за счет удорожания холодного — на 6,1% и горячего водоснабжения — на 2,8%, центрального отопления — на 2,7%. Дошкольное образование подорожало на 1,9%, транспортные услуги — на 1,6%.
Глава Нацбанка сообщил, что скорректированный прогноз по инфляции на следующий год будет озвучен позже, когда получат одобрение Основные направления денежно-кредитной политики на 2008-2010 годы. Именно в этом документе будут представлены прогнозы основных макроэкономических показателей, в том числе, инфляции и денежных агрегатов, а также определены меры по достижению установленных параметров в зависимости от макроэкономического развития страны и ситуации на внешних рынках.
Однако уже сейчас Анвар Сайденов дал понять, что в этом году инфляция будет ниже. Его оптимизм в первую очередь основан на том, что Нацбанк не прогнозирует новых шоковых изменений на мировых рынках, прежде всего, на рынке продовольствия.
И хотя инфляция во всем мире градуируется по принципу ее происхождения, в Казахстане она практически не подлежит разделению ее на монетарную (денежную) часть и немонетарную.
В первом случае денежные агрегаты, которые растут несоразмерно экономическому росту (той же производительности труда), играют на повышение инфляции. Немонетарную же часть инфляции, как правило, составляют макроэкономические факторы, как-то: рост цен на основные группы товаров, опережающий рост зарплаты по сравнению с производительностью труда, слабо регулируемые монопольные рынки, например, рынок энергоресурсов.
Интересно, что в 2007 году денежные агрегаты не увеличивались такими темпами, которые могли обеспечить столь стремительное увеличение инфляции. Так, в ноябре по сравнению с началом года произошло сжатие денежной базы на 0,8% до 1490 млрд. тенге. Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном банке, сжалась на 0,9% до 1485,2 млрд. тенге (с начала года — расширение на 8,4%).
За октябрь 2007 года денежная масса уменьшилась на 2,8% до 4351,8 млрд. тенге вследствие уменьшения чистых внешних активов банковской системы (с начала года — рост на 18,3%). Более того, за тот же октябрь 2007 года наличные деньги в обращении уменьшились на 6% — до 724,7 млрд. тенге, что косвенно свидетельствует о том, что в секторе потребительского спроса не мог образоваться «мыльный пузырь», способный спровоцировать рост цен (а цены, как известно, растут, когда спрос опережает предложение). Более того, с начала года депозиты в банковской системе увеличились почти на 18% до 3627,1 млрд. тенге — это значит, что население более склонно делать сбережения, чем тратить все свои деньги.
Значит, в числе самых главных инфляционных факторов остаются немонетарные. Наконец поняв эту истину, правительство объявило о том, что его приоритетами в 2008 году будут борьба с инфляцией и контроль над тарифообразованием. То есть, до исполнительной ветви власти «дошло», что необходимо что-то делать с тем монстром — инфляцией, которая основательно «подъедает» экономические достижения.
Правда, говорить о том, что правительство имеет внятную и вполне определенную антиинфляционную политику, не приходится.
Премьер-министр Карим Масимов в конце декабря в своем выступлении на заседании правительства поручил министерству экономики и бюджетного планирования «просчитать несколько сценариев нашей общей политики: пессимистичный, оптимистичный и средний вариант». При этом он подчеркнул, что профильные министерства должны проанализировать, «какие возможны внешние угрозы, внутренние угрозы».
Анализируя контекст выступления (а прямым текстом, увы, наши чиновники давно приучены не выражаться), можно сделать вывод, что правительство, хотя и собирается взять под свой контроль вопрос тарифообразования, не собирается сдерживать здесь рост цен. Единственное, что обещает, так это социальную поддержку малоимущих граждан, которые наиболее чувствительны к росту цен на услуги.
То есть, в 2008 году нас накроет очередная волна повышения цен на энергоресурсы — электроэнергию, газ, уголь, бензин и сопутствующее повышение тарифов на коммунальные услуги.
Кроме того, нас ожидает и рост цен на продовольственные товары — хлеба, муки, масла растительного, молока, сыров и т.д. Анвар Сайденов связывает возможное повышение цен на продовольствие с тем, что большие объемы зерна будут направляться на производство биотоплива.
В последние два-три года целевые ориентиры по показателю инфляция постоянно выходят за прогнозный коридор. Так, в 2007 году по самому пессимистичному сценарию среднегодовая инфляция не должна была превысить 9,2%. Однако — превысила.
Конечно, дефицит некоторых продуктов питания на соседних рынках трудно было спрогнозировать, но на то оно и правительство, чтобы предусмотреть, предвидеть, предугадать и сделать так, чтобы внутренний рынок не был подвержен внешним шокам.
У нас пока, к сожалению, все наоборот. Аналитическая работа не поставлена, а потому нет речи о том, чтобы вовремя и удачно маневрировать, чтобы избежать внешних воздействий. Административное сдерживание цен — с помощью акиматов, которые способны и продовольственные ярмарки организовать, и заставить производителей не поднимать цены на свои товары, — имеет довольно ограниченный ресурс. В конце концов, у нас свободный рынок, и никто не обязан следовать инструкциям чиновников (хотя иногда это чревато налоговыми и т.п. проверками).
Поэтому у правительства остается один выбор — наладить квалифицированный мониторинг продовольственных рынков, создать режим наибольшего благоприятствования производителям товаров и услуг, отработать баланс в импорте и экспорте жизненноважных видов продукции. Только тогда можно будет говорить о формировании в стране грамотной антиифляционной политики.

Коллаж с сайта http://novosti-miheeff.ru