Как пишет «ФедералПресс», основной вывод экспертов – абсолютное большинство россиян не умеют выбирать алкоголь.
77 % респондентов не знают, как избежать покупки контрафактной продукции, по данным компании «Платформа», опросившей 1200 человек.
Эксперты указывают, что профиль потребителя нелегального алкоголя изменился, и сейчас в него входят не только маргинальные элементы, а также люди, стремящиеся экономить на всех товарах, включая алкоголь. Их главное мотивационное побуждение – найти доступные по цене продукты. Исследование также показало, что потребители нелегального алкоголя не являются однородной группой, а представлены различными сегментами теневого рынка, удовлетворяющими различные потребности.
Эксперты считают, что такое поведение россиян обусловлено несбалансированной госполитикой, направленной на получение максимальной прибыли от акцизов и налогов. Это приводит к росту цен на легальный алкоголь, а потребители ищут альтернативы, в том числе суррогаты.
Повышенная маржинальность, экономическая недоступность, недостаточный контроль над сырьем для производства алкогольных продуктов, а также регулирование легальных производителей способствуют развитию теневого рынка. Это заставляет малообеспеченные группы искать альтернативные решения, которые представляют опасность для здоровья и жизни. Увеличение акцизов, запрет на ночную торговлю и онлайн-торговлю алкоголем также способствуют формированию теневого рынка.
Однако переход на доступный дешевый алкоголь имеет негативные последствия: большинство потребителей не умеют отличать качественный алкоголь от потенциально опасного суррогата. 77 % респондентов не знают, как обезопасить себя от покупки контрафактной продукции, согласно исследованиям экспертов.
Это стремление приобрести алкоголь по более низкой цене привело к отравлению и смерти 36 человек.
«Число погибших от отравления алкогольным напитком «Мистер Сидр» достигло 36 человек, включая ребенка. Общее количество отравившихся этим напитком выросло до 106 человек, из которых 36 скончались», – сообщила пресс-служба Минздрава РФ.
МВД РФ в свою очередь выявило кражу спиртосодержащей жидкости с полицейского склада в Самарской области в рамках уголовного дела о массовом отравлении «Мистером Сидром».
Суррогатный сидр был обнаружен в нескольких регионах РФ, и специалистами "Роспотребнадзора" и "Росалкогольрегулирования" было изъято 71,4 тыс. литров этого опасного напитка, произведенного в разных регионах.
Первой несовершеннолетней жертвой стала школьница из Курганской области, которая отравилась метиловым спиртом. Еще одна 17-летняя девушка из Пензы также скончалась после отравления этим суррогатным алкоголем.
В результате расследования было принято решение об освобождении от должностей нескольких руководителей МВД в Самарской области, связанных с хищением и хранением спиртосодержащей жидкости.
Эксперты указали на причины, по которым люди приобретают нелегальный алкоголь, включая более низкую цену, ограничение времени продажи и равнодушие к выбору напитков.
Официальные ведомства не признают существование теневого рынка торговли алкоголем, но эксперты указывают на его наличие в частном секторе городов по всей стране, где можно приобрести самогон.
Эксперты также предупредили, что если государственная политика в области контроля над реализацией алкогольной продукции не изменится, то существующие негативные тенденции год от года будут только усиливаться.
Теперь что касается непосредственно нашей страны.
«В Омске, например, распространена продажа нелегально ввозимой водки из Казахстана. В городах с большим частным сектором и традициями домашнего производства или городах с тесной связью с деревней производится и реализуется больше самогона. На все ниши действует общий фактор: в ответ на регулирование при сохранении спроса появляются способы обхода запрета для бизнеса – каждая мера встречает свой набор «лазеек». Например, ограничения продажи алкоголя в ночное время создали нишу для целого ряда бизнесов – от возможности для подработки таксистам до онлайн-магазинов, привозящих алкоголь на дом круглосуточно», – сделали выводы эксперты «Платформы».
В России нелегальный рынок алкогольной продукции перестал быть маргинальной проблемой, но не утратил ярко выраженной криминальной окраски.
«Недоверие к легальным точкам и общее представление о распространенности подделок на полках магазинов становится одним из мотивов и оправданий для покупающих алкоголь у нелицензированного продавца. Логика аргументации здесь развивается от противного: если в магазине риск столкнуться с некачественной продукцией также существует, то нет смысла переплачивать», – сообщили эксперты «Платформы».
Недоверие сильнее затрагивает наименее обеспеченные слои населения, которые перестают видеть разницу между покупкой «магазинной» водки и нелегально ввезенной «казашки», пишет издание.
«Политика ограничений и тем более импульсивного реагирования на рынке алкоголя не решает проблему: без изменения стимулов и ценностных установок население всегда найдет возможности решить задачу приобретения контрафакта в обход нормативных барьеров», – сделали заключение эксперты.