Жуткие подробности из пыльных папок - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жуткие подробности из пыльных папок

Жуткие подробности из пыльных папок

Советский Союз для многих – это стабильная, безопасная жизнь. Двери в домах не закрывали, дети бегали на улице допоздна, а отдельные романтики ночи напролет гуляли под луной.

  • 4 Марта 2017
  • 1862
Фото - Caravan.kz

Только узкий круг сотрудников МВД и партработников знал, что на самом деле происходит в Казахской ССР. Серийные убийцы, маньяки, грабители, извращенцы держали в страхе целые города. Ретродетектив “Было дело” уже как следует пощекотал нервы телезрителям – в эфир вышли 23 программы. Казахстанцев ждет новая порция захватывающих историй. Ну а мы отправляемся на съемки вместе с командой КТК…

В этом году Алматинскому заводу тяжелого машиностроения (АЗТМ) исполнилось 75 лет. В отдельных помещениях время как будто остановилось: старые советские кресла, “красный уголок”, архив… Для съемочной группы – просто рай. Команда “Было дело” работает над очередным шедевром документального кино – 25-й программой “Кража на миллиард”. В 1993 году с Усть-Каменогорского горно-металлургического комбината неизвестные похитили 70 килограммов платины на баснословную по тем временам сумму – 4 миллиарда рублей (дело было перед введением в оборот национальной валюты – тенге). Кража прогремела на весь бывший Союз, о ней говорили Би-би-си, Си-эн-эн.

Воссоздать картинку завода начала 90-х – задача не из простых. Но обстановка АЗТМ подходит идеально, говорят мои коллеги. Уже скоро историю одного из самых загадочных ограблений увидят зрители КТК.

О маньяке из КазГУ вспоминают до сих пор

Каждая программа – неповторимая история, о которой не писали газеты, не показывали по телевизору. Так, не многие коренные алматинцы знают, что в советской Алма-Ате в 80-е годы жил самый талантливый аферист Казахской ССР. Программа “Криминальный талант” раскрывает его блестящие аферы, грандиозные спектакли. 17 подсудимых, 80 пострадавших – и ни одного заявления в милицию!

Запутанная и громкая криминальная история Усть-Каменогорска 70-х годов легла в основу одного из ретродетективов “Исповедь перед смертью”. Программа рассказывала о самом страшном убийце – “кашатинском маньяке”. Десятки изнасилованных, 16 убитых. Его называли вторым Чикатило. Кто и за что убивал молодых ткачих? И почему пытал их перед смертью?

Сексуальный маньяк, промышлявший на территории КазНУ им. Аль-Фараби (в прошлом – КазГУ имени Кирова) в конце 80-х, наводил ужас на студенток несколько лет. Выпускники тех лет хоть краешком уха, но слышали о преступлениях. Кто жестоко насиловал и убивал девушек? Почему преступник охотился только на студенток и где прятал трупы растерзанных жертв? Почему сыщики так долго не могли схватить маньяка? Об этом рассказывает программа “Дожить до сессии”.

Самое громкое преступление в Шымкенте на заре независимости стало сюжетом еще для одной программы – “Грехи отца”. Весной 1994 года неизвестные пытали и зарезали семью участкового, не пощадив даже маленьких детей. Что это – месть бандитов, ограбление или порочные связи?

В леденящих душу историях нет художественного вымысла. Все фамилии главных героев, подозреваемых, оперативников – настоящие. Наши коллеги позволяют себе лишь реконструкцию сцен с участием актеров. Как отмечают телезрители, 40-минутный фильм смотрится на одном дыхании: захватывающий сюжет, располагающий к себе ведущий Виктор АШАНИН, пристальное внимание к деталям давно минувшей эпохи… Отдельные дела десятками лет хранились под грифом “секретно”. В городских, областных архивах, архиве МВД журналисты “Было дело” перебирают папки с пожелтевшими страницами, пытаясь восстановить цепочку событий. Порой в потускневших чернильных записях спрятаны факты, от которых становится не по себе. Вместе с ветеранами уголовного розыска они воссоздают хронологию преступлений. А после за дело берутся сценаристы и складывают пазлы в единую картину.

С щепетильными темами работать сложнее

Когда история готова, к созданию фильма приступает исполнительный продюсер программы Валентин ЗАХАРОВ, задействовав сразу несколько департаментов.

– Мы работаем командой, каждый департамент зависит от другого, это единый организм, – раскрывает секреты создания программы Валентин Захаров. – Только максимальная отдача всех сотрудников на каждом этапе позволяет делать продукт достойный, с высоким рейтингом. Но есть и свои подводные камни. Если первый сезон больше был направлен на алматинские истории, то сейчас мы расширяем географию и охватываем все регионы Казахстана. Мы берем сюжеты из 80-х, начала 90-х годов, стараемся погрузить зрителя в атмосферу того времени, эмоции людей. Наша аудитория достаточно широкая, и ретрочасть может быть интересна как старшему поколению, так и молодежи. Каждая серия прорабатывается детально. Так, режиссер должен максимально проникнуться идеей, погрузиться в материал. Часто возникает сложность для художника-постановщика, костюмера. У нас нет больших бюджетов, как в кино. Потому акцент делаем на детали. Появились наработки – как поиграть ракурсами, чтобы убрать из кадра виды современных городов. Монтаж программы – очень тонкая, ответственная работа. Нужно отыскать архивные кадры городов, показать оттенки времени, о котором идет речь. И смонтировать так, чтобы это смотрелось натурально, без лишней яркости.

– Какие программы рождались особенно тяжело?

– Те, что касались чувствительных тем, как, например, нападение на женщин, изнасилование. Требовался тонкий подход, чтобы не уйти в чернуху. Наиболее легкие темы – о мошенниках, карманных ворах. Их снимали быстро. Но в основном весь процесс отлажен.

“Взгляд Армата меня напугал. Я поняла – он сыграет людоеда”

Найти подходящее место для съемок, чтобы воссоздать быт советской эпохи, – задача локейшн-менеджера Галины ВАСИЛКОВОЙ. Чудесным образом ей удается находить квартиры со скромными и когда-то модными обоями, уникальные места, сохранившие черты ушедшего времени. Часто для съемок нужны разные марки советских автомобилей – “Победа”, “ГАЗ-21”, “ГАЗ-24”, автобусы, мотоцикл “Урал”. Команде “Было дело” удается договариваться с водителями раритетных авто, и многие из них соглашаются принять участие в проекте.

Трудности возникают c подбором реквизита. Этим занимается руководитель художественного департамента Сергей ДОТТЕР. Какие-то вещи приходится изготавливать самостоятельно – отыскивать предметы интерьера 60–80-х годов с каждым годом сложнее. Для серии про казахстанского людоеда Николая Джумагалиева расчлененные части тела – руки, головы и ноги – художники делали сами: закупали на базаре мясо, изготовляли искусственную кровь, а после “преображали” манекены.

Но для съемок нужны не только декорации, но и люди. Поиском типажей занимается кастинг-директор, администратор Меруэрт ДОБРЫНИНА. Кстати, в одной из серий про “чимкентского Чикатило” она сама сыграла роль медсестры психбольницы, в которой числился на учете маньяк:

– Я подбираю актеров, слежу за общей атмосферой в команде, питанием съемочной группы и прочими мелочами. Бывает, подводят актеры, приходится срочно искать замену.

– С какими трудностями сталкиваются актеры на съемочной площадке?

– На прошлой неделе выдалась сложная съемка. Мы снимали серию под названием “Запретный плод”. Парень не хотел жениться, но родители с обеих сторон настаивали, так как девушка была на восьмом месяце беременности.

Главный герой был водителем автобуса. Все происходит в его же “Икарусе”. Мы поехали в Боралдай, там смогли найти идентичный автобус. Шел снег с дождем. Холод, сырость, автобус постоянно глох. Актер должен был сам водить огромный “Икарус”… А времени – в обрез.

– А кто согласился на роль жертвы? Ведь даже профессиональные актеры не все готовы умереть в кино…

– В разных сериях жертв играли начинающие актрисы, которые горят желанием стать профессионалом. Я им объясняю, что это игра, чужая история, вы должны перевоплощаться. Привожу в пример любимого актера Леонардо ДиКаприо, который почти в каждом фильме умирает. Потрясающий пример перевоплощения я увидела на съемках серии про людоеда Николая Джумагалиева. С актером Арматом Смаиловым мы долго разбирали сценарий, я ему говорила: обратите внимание на эмоции, взгляд, размеренность в разговоре. У меня было несколько претендентов на роль. Но взгляд Армата меня напугал, я поняла – он сыграет людоеда.

Смотрите программу “Было дело” на телеканале “КТК” каждый вторник в 21.40