Много лет назад житель Ташкента Ринат Курбанович потерял свой паспорт, рассказывает корреспондент медиа-портала Caravan.kz. Не имея возможности устроиться без документов на работу, он решил уехать на заработки в Южный Казахстан (в то время пересечь границу было относительно легче), где устроился работать по хозяйству в частный дом.
Выбраться оттуда ему удалось только через 11 лет.
Алексей Никитин, волонтер российского движения «Альтернатива», которое занимается освобождением людей из неволи и борьбой с торговлей людьми, рассказал о случае с Ринатом.
— Ко мне по ватсапу обратился сын Рината – Ильшат. Он нашёл наши контакты по Интернету. Сообщил, что узнал о местонахождении своего отца от людей в Карабулаке. Эти люди знали о положении Рината в доме Урмана и сами по Интернету нашли его сына Ильшата и рассказали ему о местонахождении его отца.
Оказалось, в последний раз сын видел отца в 15-летнем возрасте.
— Получается, Ринат сам не хотел уходить? Его держали насильно?
— Разумеется, он хотел вернуться домой к сыну, но у него не было денег и документов, он фактически находился в зависимом, уязвимом положении перед своим хозяином Урманом, чем тот и пользовался для эксплуатации Рината. Урман постоянно обещал Ринату помочь с восстановлением документов, но фактически не делал ничего, так как не был заинтересован в том, чтобы Ринат от него ушёл. Никаких насильственных действий он к нему не применял, но прекрасно знал, что Ринат фактически является лицом без гражданства и без документов и вследствие этого полностью зависим от него, — рассказывает Алексей.
В 2008 году Ринат стал жить в доме (вернее, в рядом стоящем сарае при доме) у Урмана, он уже утратил свои документы и находился в состоянии лица без определенного места жительства. Поэтому был готов согласиться на любые условия Урмана, лишь бы тот дал ему крышу над головой и питание. Урман с самого начала поставил такие условия, чтобы его работник был зависим от него и не мог никуда самостоятельно уехать.
Ринат же понимал, что как лицу без документов, который к тому же нелегально находится на территории Казахстана, другую работу с лучшими условиями ему не найти. Поэтому был вынужден согласиться на такие условия.
В Карабулак волонтер поехал освобождать Руслана вместе с сотрудниками полиции города Шымкента.
— Сотрудники полиции согласились помочь в этой операции. Самое главное, что мы нагрянули в дом Урмана внезапно, без предупреждения, так, чтобы тот не успел никуда перепрятать Рината, или надавить на него, чтобы он испугался куда-либо ехать. Ринат, когда мы его нашли, находился в слегка шокированном состоянии, так как совершенно не ожидал, что кто-то его оттуда заберёт и станет помогать с восстановлением документов, чтобы уехать к родным.
Сам Ринат рассказал, что отказался выдвигать претензии к Урману, чтобы «не вредить ему», поэтому уголовное дело не было заведено.
— Урман платил вам деньги?
— Да мне деньги особо и не нужны были, куда мне их тратить… Но все эти годы мечтал уехать отсюда и повидать семью, но каждый раз, когда я заводил об этом речь, хозяин разводил руками: «Что поделать, документы ты не восстановишь, родственников не найдёшь. Оставайся лучше здесь!» — рассказывает Ринат.
По мнению специалистов "Альтернативы", здесь свою роль играет так называемый стокгольмский синдром, когда жертва оправдывает своего хозяина.
— Ринат, вы понимаете, что Урман обманывал вас, когда говорил, что не может помочь ни с документами, ни с поиском родственников?
— Да, конечно, он не хотел отпускать меня. Он ведь знает, что я безотказный, что надо, всё сделаю. Где он теперь такого работника найдет? А что я сам мог сделать без документов? К кому пойти, кто мне поможет?!
В ходе дальнейшей проверки сотрудники полиции в действиях Урмана состава преступления не нашли, но у правоохранителей остался вопрос: почему все эти годы хозяин никуда не сообщал о своем работнике-нелегале?
Делом Рината сейчас занимается правозащитная организация «Сана-Сезим». Рядом с Ринатом находятся социальные работники, которые помогают ему восстановить документы. Недавно он познакомился со своими внуками по видеосвязи. Страшно подумать, что где-то рядом с нами, за высокими заборами в частных домах, трудятся люди, которые не могут увидеть своих родных, которых эксплуатируют и обманывают. А ведь даже в тюрьме разрешено видеться с родственниками.