Жми, паровоз - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жми, паровоз

Жми, паровоз

На этой неделе восточноказахстанцы получили дорогой подарок. Железнодорожные строители состыковали два отрезка новой дороги Усть-Каменогорск – Шар в единую стальную магистраль. И значит, недалек тот день, когда пассажирские поезда из областного центра ВКО станут прибывать в Алматы на 10–12 часов быстрее!

  • 7 Декабря 2007
  • 1198
Фото - Caravan.kz

Стыковка произошла как раз в середине маршрута – в Жарминском районе. 153 километра стальной магистрали срезали наконец злополучную петлю в сторону России, попортившую немало крови железнодорожникам, пассажирам и владельцам крупных грузов. Дело в том, что старый маршрут, проложенный еще до войны как часть Турксиба, дважды пересекает границу Алтайского края. А это значит не только увеличение пути на 10–12 часов и малоприятные пограничные досмотры вагонов, но и серьезные затраты и сложности таможенного оформления. Еще 12–13 лет назад из-за пограничных трудностей над городами и селами области висела угроза замерзания. Составы с семипалатинским углем надолго застревали в алтайском Рубцовске для оформления документов.

Идея короткой железной дороги через Шар возникла еще в советское время. Однако в реальный проект ее превратил только механизм государственно-частного партнерства. Государство дало “добро” строителям на использование средств, накопленных в пенсионных фондах (частных денег), а строители возвели для государства важнейшую дорогу стоимостью 20 миллиардов тенге, не потратив ни тиына из бюджета. Через 20 лет, когда застройщик окупит все свои затраты, магистральный участок Усть-Каменогорск – Шар целиком перейдет в собственность государства.

Строительство дороги началось в 2005 году. За два года в насыпь было уложено 4 млн. кубов гравия, поставлено 14 мостов, 3 путепровода, 95 водопропускных сооружений, 60 км снегозащитных заборов пятиметровой высоты, около 200 служебных зданий и жилых домов… Дорога снабжена волоконно-оптическим кабелем для надежной качественной связи и новейшей системой автоматической блокировки. Вместо традиционных семафоров линию будет контролировать автоматическая система, аналогов которой нет пока нигде в Центральной Азии.

После стыковки строители в течение двух месяцев должны проверить новую дорогу, устранить возможные недочеты, рекультивировать все карьеры и летом будущего года сдать магистраль в постоянную эксплуатацию.

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, фото Виктора ВОЛОГОДСКОГО, Усть-Каменогорск