Жизнь впереди - Караван
  • $ 480.11
  • 532.25
+21 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жизнь впереди

Жизнь впереди

ВИЧ - не приговор, а только лишь диагноз. Наличие хронической болезни, с которой можно жить долгие годы. Болезнь, которая подчас приносит своему «владельцу» неудобств гораздо меньше, чем такие распространенные недуги, как астма, диабет и ревматизм.

  • 11 Февраля 2011
  • 2133
Фото - Caravan.kz

Сегодня положительные результаты теста на вирус иммунодефицита человека может получить каждый из нас, ведущих «праведный», здоровый образ жизни. Не забывать об осторожности, но изменить отношение к недугу и всем его в себе носящим – этого требует от нас время. Тем более что и государство начинает новую эру в своем подходе к «положительным» казахстанцам.

С начала года в силу вступают новые протоколы Министерства здравоохранения, согласно которым специализированное лечение для пациентов с ВИЧ должно наступать при пороговой отметке в 350 клеток CD-4, а не двухсот, как было раньше, пишет газета «Литер». Эта не каждому понятная тонкость буквально перекроит всю существующую систему подхода к лечению ВИЧ-позитивных казахстанцев, даст шанс на новую, более качественную жизнь сотням соотечественников. Кроме того, эти перемены говорят о высоком уровне ответственности государства за жизнь и здоровье своих граждан. Ведь сложное специализированное лечение пациентов с ВИЧ, хотя и очень дорогое, в Казахстане оплачивается за счет государства.

– Как отметил в своем послании народу Казахстана этого года президент республики, распространенность ВИЧ и туберкулеза требует особого внимания на всех уровнях общества, – сказал главный врач Центра по профилактике и борьбе со СПИД г. Алматы Талгат Бапиев. – В нашей медицинской организации алматинцы и жители других регионов могут пройти тест на выявление ВИЧ, получить психологическую и медицинскую помощь в случае его выявления.

Бизнесмены и педагоги, медицинские работники и будущие мамы. Средний класс с устойчивой жизненной активностью, талантливые и полезные стране люди, любимые и любящие. К ним ВИЧ пришел не в темной подворотне и не на острие иглы.

Cегодня в Алматы инъекционный путь распространения ВИЧ уже не стоит на первом месте, уступая лидерство пути половому. И это, опять же, не распутство, а чья-то ошибка, неосторожность, невнимание к собственному телу, ставшее роковым. Хотя роковым ли?

– Еще лет десять-пятнадцать назад ВИЧ был приговором. На сегодняшний день мы используем антиретровирусную терапию, которая позволяет контролировать течение заболевания. При этом практически не страдает качество жизни, люди создают семьи, рожают здоровых детей и даже могут кормить грудью, доживают до пожилого возраста, – рассказывает заведующая отделом лечебно-профилактической помощи Алматинского городского центра по профилактике и борьбе со СПИД Гулжахан Ахметова.

Впервые вирус иммунодефицита человека выявили в нашей стране в 1986 году. Как известно, ВИЧ-инфекция имеет четыре стадии. Первая протекает бессимптомно. Во второй о наличии недуга могут сказать различные кожные поражения. На первой и второй стадиях пациент не нуждается в лечении. Но болезнь прогрессирует, и начало антиретровирусной терапии (АРТ) однажды все-таки становится необходимо. АРТ в Казахстане стала применяться с 2003 года – как раз тогда, когда возникла потребность в лечении. И если в 2007 году в Алматы проходили лечение 25 пациентов, то в 2010-м – уже 200.

Потребность в АРТ у каждого пациента индивидуальна, как неповторимо и течение заболевания у каждого человека.
Внедрить АРТ Казахстан смог при помощи международных организаций. Причем наша страна – единственная на постсоветском пространстве, где весь ход выявления, обследования и лечения, права и обязанности пациентов с ВИЧ и медиков были сразу прописаны в законах.

– При инфицировании вирус иммунодефицита человека внедряется непосредственно в те клетки иммунитета (СД-4, или, как их еще называют, т-хелперы), которые отвечают на выработку антител, – продолжает Гулжахан Ахметова. – Они начинают постепенно разрушаться и уменьшаться в количестве. В норме их в организме здорового человека должно быть от 570 до 1400. Но с потерей иммунитета организм теряет защитные качества, и уже выявлены критические показатели, при которых поднимает голову условно патогенная флора, реальную угрозу для жизни создают оппортунистические инфекции. Тот же гепатит, герпес, любая грибковая инфекция могут стать причиной гибели организма, беззащитного перед ней. Тут хотелось бы отметить туберкулез, который, надо сказать, и без ВИЧ является достаточно серьезной проблемой в Центральной Азии. Сегодня это заболевание – на первом месте в причинах летальности наших пациентов.

«Это не я живу с вирусом. Это вирус живет со мной» – это жизнеутверждающее кредо стало девизом для многих ВИЧ-позитивных современников. Ведь жизнь не заканчивается с осознанием своего положительного статуса. Она лишь приобретает новые свойства. Одно из которых – ответственность. Регулярный контакт с врачом – вот залог сохранения полноценной жизни на долгие годы. Иммунный статус показывает, на какой стадии вируса ВИЧ-позитивный человек находится и нуждается ли он на сегодня в применении АРТ.

– Применение АРТ, когда иммунный статус пациента был ниже 200 клеток СД-4, согласно международному опыту, не гарантировало сохранения полноценного уровня жизни, – продолжает наш визави. – Ведь этот уровень находится практически на пороге четвертой стадии, когда до СПИДа «рукой подать». И хотя счет не шел на часы и дни, у нас в запасе было около года, но поднимало голову так много инфекций, что мы практически не успевали получить эффект от терапии, теряя пациента. Теперь эффект от лечения значительно лучше. Мы можем избавиться от оппортунистических инфекций, возрастает выживаемость, да и качество жизни не страдает. В жизни человека меняется только то, что он начинает проходить терапию.

Кроме того, специалисты Алматинского центра по профилактике и борьбе со СПИДом говорят, что процентов на двадцать увеличится количество пациентов. Большая финансовая нагрузка ложится на государство, которое должно будет увеличить объем выделяемых препаратов. Должны будут увеличиться и штаты врачей.

– Но главное, чего мы хотим добиться, – это ответственность со стороны наших пациентов и осознание того факта, что АРТ – лечение пожизненное. Ведь при прекращении приема препарата клетки вируса, находящиеся в резерве, могут опять начать размножаться и болезнь будет прогрессировать. По-прежнему актуальна истина, что в упряжке «болезнь, врач и пациент» все зависит от того, на чью сторону встанет пациент. Впрочем, наука не стоит на месте. И, может быть, в ближайшие годы появится препарат, который будет уничтожать вирус полностью. И мы будем говорить об излечении от СПИДа. И к этому есть предпосылки.

Но зачастую люди просто не обращают внимания на сигналы своего организма, ленясь или не желая сделать один из самых важных тестов в своей жизни – сдать кровь на ВИЧ. И если раньше стигма и дискриминация очень сильно присутствовали в нашем обществе, то сегодня благодаря совместной работе медиков, людей, живущих с ВИЧ, и общественных организаций эти барьеры становятся преодолимыми.

Источник: Юлия ЗЕНГ, «Литер», Алматы