Жизнь в кайф - без чайлд? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жизнь в кайф - без чайлд?

Жизнь в кайф - без чайлд?

Бездетность бывает двух видов - вынужденная и добровольная. Про вынужденную вздыхают в прессе частенько: ну, жизнь не сложилась, ну, здоровье потеряли…

  • 21 Сентября 2006
  • 2161
Фото - Caravan.kz

А вот явление (уже заимствованное у дикого Запада и активно осваиваемое россиянами) чайлдфри — пока еще мало известно среднестатистическому казахстанцу.
Меж тем, в России начались нешуточные баталии как в прессе, так и в интернете сторонников и противников нового движения. Что ж это такое?
Свобода для работы или от работы
В общем-то нетрудно догадаться, зная азы английского, что childfree в переводе с «языка международного общения номер один» означает свободу от детей, или как чаще это называют, — добровольную бездетность.
Чайлдфри утверждают, что их жизнь насыщенна и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые к ним безразличны, кто-то испытывает неприязнь. Общее для всех чайлдфри одно — отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем.
Предполагают, что само слово ввела в 70-х годах прошлого столетия Национальная Организация для Не-Родителей США.
В английском языке это слово стало частью обыденной речи, часто его произносят как «CF». Популярность и слово и движение приобрели в 1990-е, когда появилась одна из первых современных групп — The Childfree Network (США). Преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии создала общественную сеть ChildFree Network (CFN): более 5 тысяч участников, 33 отделения по всей стране, политические и социальные претензии к обществу, поощряющему исключительно «детные» семьи.
Одним из требований CFN было — отмена привилегий для тех, кто имеет детей. Хотя появление такой организации было встречено в американском обществе неоднозначно, однако организация возымела успех, от нее отпочковались новые и распространились по Европе и Австралии.
Некоторые чайлдфри предпочитают противозачаточным средствам стерилизацию. Однако, далеко не все врачи соглашаются сделать такую операцию, особенно, когда «пациенту» 20-30 лет (и из-за ограничений в некоторых законодательствах и, главное — боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии может изменить убеждения).
Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.
Перепись 2003 года в США обнаружила рекордное количество бездетных, таковыми были 44% женщин в возрасте от 15 до 44 лет. Национальный Центр Статистики Здравоохранения утверждает, что процент американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как «добровольно бездетных», быстро растет: 2.4% в 1982 году, 4.3% в 1990-м, 6.6% в 1995 году.
Незамужние белые женщины по уровню бездетности более чем вдвое превосходят афроамериканок.
Утверждают, что чайлдфри-пары более образованы, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход, склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных обычаев.
Более того, американские ученые говорят, что женщины хотят быть чайлдфри ради свободы работать, мужчины — ради свободы от работы. Многие исследователи отмечали, что чайлдфри в большей степени свойствен эгоизм и индивидуализм.
За и против
Объясняют свое поведение чайлдфри-женщины и чайлдфри-мужчины по-разному. Это и желание жить в комфорте, иметь много свободного времени для досуга, хобби, друзей, упиваться собственным саморазвитием, эмоциональной и физической близостью с партнёром, иногда несовместимым с появлением ребенка.
Кто-то переживает за свой карьерный рост, которому может навредить рождение ребенка. Другой или другая не желают тратить время, финансы и силы на дитя, которое однажды вырастет и окажется неблагодарным. Женщины могут так сильно переживать за свою фигуру, бояться родов, бессонных ночей, грязных попок и сопливых носиков, что раз и навсегда сказать себе или партнеру: «Ни за что!».
Иногда стать чайлдфри «помогают» воспоминания о травмирующем или бедном детстве, об оскорбляющих, угнетающим или отсутствующих родителях. Или даже — вера в то, что «приносить» новых людей в этот мир безнравственно, потому что каждый рождённый должен… умереть.
Одна из приверженцев этого движения призналась: «Я вышла замуж в 32 года и только тогда начала жить для себя. До этого училась и работала только на свою семью, одна обеспечивала всех: маму-пенсионерку, брата-инвалида, который не работает, оплачивала квартиру, дачу. Лучшие годы потратила на других людей. И что же мне, сейчас начать рожать детей и опять забыть о себе?».
Окружающие иногда высмеивают чайлдфри, как больших эгоистов. Те, в свою очередь, парируют нападки своими аргументами: детей часто желают по не менее эгоистичным причинам. Чтобы было кому подать стакан воды на смертном одре, позаботиться о родителях на старости лет. Служители церкви подходят к ним так же осуждающе, как к геям, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри «зараженными» и «бесплодными язычниками».
Однако, есть и новые церкви, сформированные движением чайлдфри. Например, Кибер-Церковь Иисуса Христа — группа христиан, которые не чувствуют желания иметь потомков, подобно тому, как не имел их Иисус. Думается, уместно вспомнить в связи с этим о монахах, дающих обет безбрачия и соответственно без-отцовства.
В последние годы чайлдфри становятся все более политизированными. В книгах и статьях приверженцев этого движения доказывается, что чайлдфри перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации.
Растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток правой и клерикальной цензуры на основании «семейных ценностей».
Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предлагалось создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному. Растущая политизация движения и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях.
Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация «Kidding Aside». Движение чайлдфри пока еще имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьезно.
Где вы, наши «Иные»?
В России виртуальное сообщество чайлдфри появилось 20 декабря 2004 года и объединило в своих рядах почти 500 человек. Теперь у сторонников добровольной бездетности есть свой сайт http://community.livejournal.com/ru_childfree/profile, где чайлдфри активно общаются между собой, высказывают недовольство в адрес внешнего мира, который часто не понимает и не принимает взгляды бездетных по убеждению.
«Безопасный секс, выбор, гедонизм, контрацепция, неполиткорректность, свобода, секс, тишина», — таков в сжатом виде девиз по жизни Большинство людей здесь имеют семью, но эта семья состоит из двух человек. Иногда семья состоит из трех членов — мужа, жены и… собаки (черепахи, попугая и далее по списку).
В Казахстане, конечно же, тоже есть последователи этого движения, которые сознательно отказываются от появления детей в своей жизни. Но пока (!) любители всяческих объединений еще не успели сплотиться в клуб по интересам.
Во всяком случае, те общественные организации, в которые мы обращались (в том числе и Феминистская лига), ничего о таком движении не слышали.
Как сообщают корреспонденты Института по освещению войны и мира, в Узбекистане существует принудительная массовая стерилизация женщин. Государство буквально навязывает своим согражданам возможность становиться чайлдфри в рамках программы планирования семьи. Как уверяет IWPR, женщинам насильно делают гистерэктомию и вживляют противозачаточные средства. Таким образом, власти пытаются снизить рождаемость и контролировать рост населения страны. А все потому, что не справляются с высокой рождаемостью и одновременно низким материальным уровнем жизни людей. Чем меньше рожают женщины, тем лучше для экономики страны. Вот где чайлфри разгуляться можно и получить государственную поддержку. Есть, по крайней мере еще одно государство по соседству с Казахстаном, в котором чайлдфри наверняка встретят сочувствие к своим идеям добровольной бездетности — Китай.
Не судите, а пожалейте!
Психологи утверждают, что стремление не иметь детей, иными словами избегать ответственности, под какими бы предлогами об этом ни говорилось — верный признак инфантилизма. Он проявляется в ориентации на вечную молодость, в моде на яркую молодежную одежду, в культе развлечений.
Женщины-чайлдфри поглощены работой, стремятся к свободному сексуальному поведению. А рождение ребенка этому явно мешает. Мужчинам-чайлдфри нравится ничего-не-деланье по жизни, жизнь в кайф: мало работы, много денег и развлечений.
В демонстративном, публичном отрицании своих собственных мотивов и те, и другие находят некое успокоение. Впрочем, не все то черно, что вымазали соответствующей краской. Среди сторонников этого движения на Западе есть и люди, которые занимаются благотворительностью, в том числе и помогающие детским домам, бедным людям, старикам…
Теперь можно признаться. С самого начала подготовки материала боялась сбиться на тон судьи, выступить в роли ментора, но в конце концов не стерпела. Не время и не место говорить в статье о демографических проблемах или об ущемлении отдельных граждан в их личных правах. Но полностью дистанцироваться и посмотреть на это явление свысока, наверное, ни у кого не выйдет. Либо ты стремишься к отцовству-материнству, либо — нет. Тут трудно занять позицию «где-то между» (примерно, как быть немножко беременной)…
Жалеть можно и нужно всех бездетных. Одним здоровья бог не дал, другим — ума. Или наделил ущербным отцовско-материнским инстинктом. В любом случае — жалко.
Ясно одно, пока чайлдфри отстаивают только свое право выбора образа жизни, отличное от «детолюбивого» большинства, с такими соседями вполне можно мирно уживаться.
При худшем варианте событий — попытках «подправить» законодательство, вещать о нуждах и ущемлении чайлдфри с высоких трибун парламента или исполнительной власти — жаркие дебаты в будущем неизбежны.
А у меня в связи со всем возникает только один вопрос: кто-нибудь из чайлдфри хотя бы раз задумывался — а смог бы он сейчас иметь и высказывать свои убеждения и претензии, если бы его отец и/или мать были такими же как он?