Сегодня цены на нее бьют все мировые рекорды, на Нью-Иоркской торгово-сырьевой бирже абсолютно максимальная цена за 1 баррель — 41,5 доллара.
Спрос на нефть с каждым днем также растет, значит, надо увеличивать и предложение. Большинство нефтедобывающих стран сейчас тем и занимаются. Но интенсивная добыча может привести к резкому сокращению нефтяных запасов. Некоторые страны, такие как Россия и Казахстан, создают национальные фонды, где откладываются нефтяные деньги на черный день. Россия, например, не намерена трогать эти деньги, до тех пор, пока цена на нефть не опустится ниже 20 долларов за баррель. Казахстан также считает, что подобная «заначка» может быть кстати, при резком падении цен на нефть.
Тогда социальные вопросы, в виде выплаты заработной платы бюджетникам и пенсии, будут решаться с помощью нацфонда.
Экономика Казахстана сегодня развивается за счет сырьевых ресурсов. Но уже сейчас казахстанцев беспокоит не праздный вопрос, как будет жить страна после того, как закончатся нефтяные запасы. Этот вопрос был задан и во время общения президента страны в режиме прямого эфира в минувшую пятницу.
В мире немало примеров, когда после истощения запасов нефти страны оказывались у разбитого корыта. Во многом аналитики связывают это с коррупцией внутри самих стран, которые не смогли рационально использовать, поступающие средства. Например, это касается Нигерии, где огромной проблемой является вопиющее воровство и коррумпированность государственных чиновников. Несмотря на то, что добыча нефти здесь ведется с 1956 года, никто не может точно сказать, сколько средств было получено за счет добычи и экспорта нефти, куда они были инвестированы, какая часть была разворована или бесполезно растрачена.
При этом не следует забывать, что, несмотря на продажу огромного количества нефти, внешний долг Нигерии составляет 36 млрд. долларов США. И в то же время уже сегодня специалисты заявляют о том, что при достигнутых объемах добычи известные запасы нигерийской нефти закончатся в течение 35 лет. В связи с этим государственные власти страны должны задуматься, за счет чего Нигерия собирается жить дальше. Предстоит найти замену экспорту нефти, который сейчас обеспечивает 80% поступлений в государственный бюджет. Страна должна начать думать об источниках обеспечения своих собственных энергетических потребностей. В Нигерии, несмотря на значительные объемы добычи и экспорта нефти, превышающие 100 млн. тонн в год, отсутствует нормальная транспортная инфраструктура. Нет ни железных дорог, ни нормальной системы внутренних водных путей. Страна страдает от опустынивания и водной эрозии почв.
Как видим, проблемы, которые переживает эта страна, во многом схожи с казахстанскими. У нас тоже нет ни дорог, ни какой-либо другой инфраструктуры, даже в тех регионах, где добывается нефть. На простом народе разработка богатых запасов нефти мало сказывается. Например, в Западно-Казахстанской области, где разрабатывается Карачаганакское месторождение, в компаниях, причастных к разработке, заняты всего несколько тысяч казахстанцев. Налоги, поступающие в бюджет, уходят на латание дыр во всех сферах, потому что Карачаганак — основной источник поступлений в казну. Получается, все уповают на нефтяные деньги и особо шевелиться не хотят, малый и средний бизнес существует лишь номинально и не делает особой погоды в экономике региона. Хотя, казалось бы, в преддверии вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию представители малого бизнеса в первую очередь должны бы задуматься о своей дальнейшей судьбе и начать готовиться к жесткой конкурентной борьбе.
Но есть и другой пример использования нефтяных средств и подготовки к жизни после завершения сырьевых запасов. Это Дубай, которая активно готовится к жизни после того, как относительно небольшие запасы нефти этой страны закончатся. Согласно имеющимся оценкам, это произойдет в ближайшие 10-15 лет. И в то же время несмотря на то, что страной правит весьма разветвленная королевская семья, а не демократически избранные парламент и президент (как в Нигерии), получаемые сейчас доходы от продажи нефти не только проедаются, пропиваются, тратятся на покупки драгоценностей и футбольных команд, но и активно инвестируются в создание новой, диверсифицированной экономики страны. Вложения миллиардов нефтедолларов позволили создать искусственный остров с 90 км пляжей. Он активно застраивается отелями, офисами фирм, торговыми центрами, складами. Все они связаны великолепными дорогами и самыми современными средствами коммуникации. Огромные заводы по обессоливанию морской воды создали возможности для жизни и эффективной работы миллионов людей на территории, которая по своим природным условиям ранее могло прокормить лишь несколько тысяч человек. Страна имеет весьма либеральный по сравнению с соседними странами политический и религиозный режим. Экономические условия таковы, что о них можно только мечтать в большинстве других стран мира. В основном взимается 5% налог, остальные платежи отсутствуют. Благодаря всему этому Дубай уже сейчас получает два раза больше средств от обслуживания туристов и торговли, чем от экспорта нефти. Его называют Сингапуром Персидского залива. Здесь на глазах формируется мощный центр мировой торговли и коммуникаций. Дубай — это тот путь развития страны о котором можно только мечтать. Политика рационального использования нефтяных средств вывела ОАЭ на очень высокий уровень развития. К тому же нигде в мире нет такой заботы государства об исконных жителях страны, где человек с самого рождения на себе чувствует мощь и пользу нефтедолларов. Да, коренных жителей в ОАЭ не так уж и много, но и Казахстан не хвастается большой численностью населения…
Какова политика нашего государства в плане дальнейшего развития страны, сможет ли она преодолеть барьер сырьевого придатка и стать высокотехнологичной и развитой державой?
На этот вопрос телезрителей во время прямого эфира президент страны Нурсултан Назарбаев однозначно ответил, что Казахстан может стать республикой с высокими технологиями. Реализация индустриально-инновационной программы в стране как раз направлена на то, чтобы не зацикливаться на нефти и газе. Хотя индустриальные инновации особенно на западе страны на первых порах все равно будут направлены на то, чтобы обеспечивать и обслуживать нефтегазовый сектор на Каспии. В основном это касается индустриальной программы (как известно, программа разделена на две части — индустриальную и инновационную).
Заводы будут переоснащаться, реорганизовываться, чтобы в конечном итоге выпускать конкурентоспособную, экспортоориентированную продукцию. Сами предприятия должны быть финансовоустойчивы и сертифицированны. Задача инновационного фонда — аккумулировать денежные средства. Для реализации инновационной части программы нужны хорошие кадры. Мировая практика давно практикует приглашение на работу иностранных высококвалифицированных специалистов. У нас отношение к этому вопросу негативное, мол, зачем приглашать чужестранцев, когда своих безработных некуда девать. Но как отметил президент во время своего телевизионного выступления, в случае необходимости мы будем приглашать таких людей, чтобы они поделились своим опытом.
Однако как выяснилось, в машиностроительной отрасли в республике наблюдается резкое старение кадров, лет через пять-десять здесь некому будет работать. Аким ЗКО для предотвращения кадрового кризиса, уже сегодня проводит техническую олимпиаду на грант акима с тем, чтобы подготовить инженерные кадры в лучших вузах страны.
Как отмечают специалисты, реализация индустриально-инновационной программы, действительно, сможет вывести страну на более высокий уровень развития. А с учетом того, что к 2015 году экономика страны вырастет более чем в три раза, можно надеяться на то, что страна сможет подготовиться к жизни без нефти и газа. Хотя, конечно, достичь уровня жизни и развития Дубаев, нам вряд ли удастся, но на 10-20% приблизиться к этому можно.