Жизнь после теракта - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жизнь после теракта

Жизнь после теракта

Примерно со вторника Казахстан внешне вернулся к нормальной жизни – впервые за неделю не был отключен Интернет, а миротворцы стран ОДКБ начали паковать свои рюкзаки и собираться домой. Но, как стало очевидно из выступления Президента страны перед мажилисменами, "зализывать" раны мы будем еще очень долго.

  • 13 Января 2022
  • 460
Фото - Caravan.kz

Как и обещал на прошлой неделе, 11 января 2022 года Касым-Жомарт ТОКАЕВ предложил мажилисменам кандидатуру нового премьер-министра. Им стал первый зам, а в тяжелые январские дни – временный и. о. экс-премьера Алихан СМАИЛОВ.

И, если в прошлый раз депутаты фракций "Ak Jol" и НПК воздержались от голосования за кандидатуру Аскара МАМИНА, то Алихана Асхановича мажилисмены утвердили единогласно.

– Не все об этом знают, но, когда депутаты 6-го созыва в этом же зале поднимали вопрос об усилении ответственности чиновников за неэффективное исполнение бюджета, Алихан Асханович, будучи министром финансов, поддержал требования депутатов вопреки возражениям тогдашнего премьер-министра, – частично объяснил, чем обусловлен столь единогласный "одобрямс" глава фракции "Ak Jol" Азат ПЕРУАШЕВ.

До конца этого же дня были утверждены в должностях и другие члены кабмина. В итоге свои портфели сохранили министры: образования и науки –  Асхат Аймагамбетов, труда и соцзащиты – Серик Шапкенов, сельского хозяйства – Ербол Карашукеев, торговли и интеграции – Бахыт Султанов, финансов – Ерулан Жамаубаев, цифрового развития – Багдат Мусин, экологии – Сериккали Брекешев, иностранных дел – Мухтар Тлеуберди, внутренних дел – Ерлан Тургумбаев, обороны – Мурат Бектанов и ЧС – Юрий Ильин.

Пошли на повышении из замов в министры – глава минздрава Ажар Гиният, министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, информацией и общественным развитием стал заведовать Аскар Умаров. "Новенькими" стали министр энергетики Болат Акчулаков, министр юстиции Канат Мусин, глава миннацэкономики Алибек Куантыров и министр культуры и спорта Даурен Абаев.

Но их имена стали известны чуть позже, поэтому, к примеру, Даурен Абаев поручения Президента о наведении порядка в подвергшейся нападению террористов стране брал на карандаш еще не как министр культуры и спорта, а как первый замруководителя Администрации Президента.

Об офицере замолвили слово

А поручений новому кабмину за час своего выступления перед мажилисменами Президент дал уйму. Самое главное – это, конечно, восстановить физическую безопасность граждан.

– Против нашей страны была развязана террористическая вой­на. Враг показал крайнюю жестокость и готовность пойти на любые шаги, он сеял страх среди населения, чтобы подавить даже саму мысль о сопротивлении. План включал целый ряд различных аспектов: военный, политический, идеологический, дезинформационный и пр. Над подготовкой работали профессионалы. Мы могли полностью утратить контроль над Алматы, который был отдан на растерзание. Потеряв Алматы, потеряли бы столицу, а затем всю страну. В этом суть трагических событий, – объяснил казахстанцам Токаев.

События, по словам Президента, развивались по спирали. На первом витке прошли митинги в ряде регионов, в частности, в Жанаозене. На втором подключились бандиты и мародеры. Далее последовала горячая фаза – уже с участием вооруженных террористов, в том числе зарубежных боевиков.

– Комитет национальной безопасности как уполномоченный орган не смог и не захотел дать четкую оценку этой подрывной работе! Не разглядел критическую угрозу национальной безопасности. Организаторам атаки оставалось найти только повод, который появился бы в любом случае, – подчеркнул Токаев.

С теми, кто допустил такое развитие событий в стране, разбираться будет, судя по всему, военный трибунал, ведь, по словам главы государства, некоторые департаменты КНБ сдались без боя, оставив террористам и боевой арсенал, и секретную документацию.

Но нельзя игнорировать и насущные проблемы органов правопорядка. Поэтому Президент отметил, что предстоит перестроить работу Вооруженных сил, правоохранительных структур, органов нацбезопасности, внешней разведки. Будут увеличена численность Нацгвардии и решены вопросы транспортного и материально-технического обеспечения военных.

Кроме того, продолжится реформа правоохранительных органов. И наряду с повышением зарплат служивых ждет повышение их статуса в обществе. Токаев поручил ужес­точить ответственность за нападение на представителей власти и неподчинение их законным требованиям, а также повысить уровень ответственности руководителей силовых структур за принятые решения.

– Страна столкнулась с беспрецедентной за все 30 лет истории попыткой военного переворота. И именно в таких условиях лучше всего тестируется силовой блок. И, как справедливо отметил Президент в самый разгар конфликта, у наших силовиков не хватает специальной подготовки, техники для ведения боя в условиях города и некоторых компетенций. Теперь нам предстоит масштабная работа в этом направлении. Нашим военным нужно повышать компетенции командиров, принимать участие в учениях и так далее, – перечисляет задачи, стоящие перед силовым блоком кабмина по итогам выступления Токаева, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Санат КУШКУМБАЕВ.

В своей речи глава государства не сказал о том, в какую сумму Казахстану выльется безопасность. Как считает Санат Кушкумбаев, это связано с тем, что силовики, видимо, в состоянии выполнить новые задачи без дополнительного бюджета.

– Думаю, можно вести речь о перераспределении уже выделенных на оборону средств, – говорит эксперт.

Надо делиться

Вместе с тем власть признала тот факт, что призывы экстремистов упали на хорошо удобренную почву.

– У представителей властных структур искаженное представление о жизни людей. На бумаге только растут доходы! Многие проблемы граждан не решены. Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел. Доходы населения должны расти по мере роста экономики. Эта непреложная аксиома не работает. Ключевыми выгодоприобретателями стали финансово-олигархические группы. Сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка, – без обиняков заявил Касым-Жомарт Токаев. Кого грабим, граждане? Что творилось в Алматы во время беспорядков

Поэтому в ближайшее время будет пересмотрена деятельность таких структур, как Банк развития Казахстана, Фонд "Самрук-Қазына", "Оператор РОП" и другие.

Раскошелиться придется также и недропользователям – Токаев напомнил, что цены на сырье растут, стало быть, пришла пора повысить налоги для тех, кто качает это самое сырье в Казахстане.

Взамен Казахстан может предложить недропользователям льготы на геологоразведку.

Очевидно, что новшества придутся по вкусу далеко не всем, поэтому Президент дал особое поручение:

– В связи с введением чрезвычайного положения высок риск вывода капитала отдельных финансовых промышленных групп за рубеж, в том числе путем заключения фиктивных сделок. Мы уже зафиксировали движения на счетах отдельных лиц. Поэтому поручаю Национальному банку совместно с агентствами по финансовому мониторингу и регулированию финрынков обеспечить четкое наблюдение, проверку и контроль всех транзакций и лиц, необоснованно выводящих средства из страны, – сказал он.

Кроме того, состоятельные компании и граждане страны могут и сами поучаствовать в создании справедливого и равного общества – по поручению Президента будет создан социальный фонд "Қазақстан халқына". И, как подчеркнул Токаев, он ждет от тех, кто добился финансового благополучия, щедрых и регулярных пожертвований в пользу этого фонда.

– Это не фонд Президента, правительства или какого-либо другого государственного органа. Это фонд всех казахстанцев, народный фонд. Он не будет функционировать при администрации или правительстве. Будет создан авторитетный наблюдательный совет, назначен честный и ответственный руководитель. Обеспечим полную прозрачность его деятельности, подотчетность и подконтрольность именно обществу. Планы, бюджет, проекты будут публиковаться на сайте. Вся информация будет открытой, – заверил Президент.

Так, к примеру, из средств этого фонда будут финансироваться дорогостоящее лечение детям с редкими заболеваниями, образовательные проекты. Из этих же средств будет оказана помощь семьям погибших полицейских и военнослужащих.

Впрочем, затянуть потуже пояса придется не только олигархам: глава государства поручил ввести пятилетний мораторий на повышение зарплат акимам регионов, министрам и депутатам.

Еще одно популярное среди казахстанцев решение Токаева – посоветоваться с отечественными урбанистами о том, что делать дальше с многострадальным проектом "LRT" в столице – проект откровенно убыточный, но по нему у страны уже много обязательств перед иностранными инвесторами.

Образованием против мародерства

Казахстанский финансист Алмас ЧУКИН подчеркивает, что эти идеи, безусловно, благосклонно приняты обществом, но это лишь начало долгой работы. И главное в речи Президента – вовсе не "обезжиривание" богатых, а борьба с бедностью. Причем финансист предлагает не путать бедность с нищетой.

– Зарплаты в 200–400 долларов – это бедность. У нас сейчас государство установило 60 тысяч тенге минималку, а это 140 долларов. На семью из 4 человек – это по 1,15 доллара в день. По мировым стандартам, доллар в день – это уровень абсолютной бедности, – написал он на свой страничке в Facebook.

Как считает Алмас Чукин, даже казахстанскую среднюю номинальную зарплату в 256 тысяч тенге, если предположить, что работает только один человек в семье, сложно назвать хорошей. Поэтому основная задача нового кабмина – сделать так, чтобы доходы росли у всех. А для этого предстоит сделать еще многое.

Как уверен экономический обозреватель Сергей ДОМНИН, недавно Казахстан уже использовал самый простой механизм борьбы с бедностью – поднял минимальную зарплату. Теперь нужны более эффективные, хотя и менее простые шаги.

– Основной механизм устойчивой борьбы с бедностью – повышение общего уровня образования, снижение образовательного неравенства и улучшение доступа к хорошо оплачиваемым рабочим местам, – говорит он.

Именно такие задачи и поставил перед новым кабмином Токаев. Напомнив, что в стране уже сейчас с удовольствием открывают свои филиалы зарубежные вузы, он поручил посодействовать тому, чтобы к 2025 году у нас было не менее 5 филиалов ведущих зарубежных вузов. Причем 2 из них, технической направленности, – в западных регионах страны.

– Нам предстоит взрастить новое поколение инженеров-промышленников, – просто объяснил свое поручение глава государства.

Кроме того, в регионы, где есть дефицит педагогических кадров, учителей будут привлекать специальными условиями.

Должны больше гарантий получать и выпускники вузов и колледжей, поэтому Президент поручил увеличить сроки участия выпускников в таких программах, как "Молодежная практика".

Там собрался у ворот этот… как его… Народ

Отдельно Касым-Жомарт Токаев остановился на региональном развитии страны.

– Последние события показали острую проблему с занятостью в западных и южных регионах. Там высока рождаемость, а экономика не поспевает с созданием рабочих мест, – отметил он.

Всё это – потенциальная колыбель для новых недовольств граждан, поэтому страна должна кардинально поменять свои подходы в распределении денег по регионам.

– Самый крупный донор казахстанского бюджета – Атырауская область. При этом в самой области огромная проблема с дорогами между населенными пунктами, с уровнем образования населения. Естественно, это вызывает раздражение людей. На сегодняшний день одна из наших главнейших задач – найти баланс в социально-экономическом развитии регионов и городов. К большому сожалению, основные финансы в последние годы у нас направляются только на развитие крупных городов. Поэтому они, как пылесосы, всасывают и население. А люди, переезжая в крупные города, зачастую не могут найти в них себе достойное место. Следовательно, надо, чтобы гораздо больше доходов области могли оставлять у себя и направлять деньги на улучшение жизни людей на местах, – говорит мажилисмен Ерлан САИРОВ.

Вместе с тем в своем выступлении глава государства заявил также о необходимости реформы госуправления. Он отметил, что руководители госорганов не умеют, а порой и боятся общаться с народом.

– Некоторые безынициативные чиновники могут просиживать штаны годами в своих кабинетах. Они не дают расти молодым и перспективным ребятам, снижают эффективность госаппарата. С такими чиновниками надо легко прощаться, – сказал Президент.

При этом, как подчеркнул Токаев, если человек справляется в свои 60 лет с работой, обладает институциональной памятью, очень полезен для государственной службы, его ни в коем случае увольнять нельзя.

Мажилисмен Айдос САРЫМ считает, что общение с гражданами, экспертами на местах и журналистами должно быть не поручением Президента, а частью политической культуры чиновников.

– Люди уже не просто власть или чиновников не любят, они перестают верить в государство, то есть начинают желать зла родной стране, хотя это наша общая страна. Поэтому нужна системная работа с людьми. Надо с ними просто говорить. Если нужно – спорить, доказывая свою точку зрения, если нужно – идти на компромиссы. Но эта работа необходима в каждом регионе и в каждой отрасли – разговаривать надо со всеми, всех людей по максимуму втягивать в нормы общественного контроля, – говорит он.

Как напоминает парламентарий, в истории человечества уйма примеров того, как те или иные реформы либо провалились из-за того, что их никто не понял, либо были реализованы, потому что нашлись политики, которые были готовы лично объяснять их суть каждому гражданину страны. Да что там мировая история, есть и казахстанский опыт:

– В 90-е годы, когда я сам еще работал в правительстве, денег не было, и нам приходилось со всеми договариваться. Мы ходили за журналистами, просили отразить нашу позицию по митингам в Жанатасе или Каратале, за бизнесменами, чтобы помогли выплатить людям зарплату… И, в принципе, удавалось. Тогда ведь и были приняты основные законы, по которым мы сейчас живем: Конституция, пенсионная реформа, правовая, – вспоминает Сарым.

Потом, как вспоминает мажилисмен, в бюджет стали поступать нефтедоллары, а все негативные мнения стали "заливаться" деньгами госзаказов. У чиновников сложилось обманчивое впечатление о благополучии и атрофировалась способность говорить. Но что мешает развить ее снова?

Нур-Султан