Прямое общение между людьми нынче сводится на нет. Куда проще проверить ленту новостей, отписать короткий комментарий. Вроде как принял участие в жизни других, да и себя показать не забыл. В итоге у каждого из нас – тысячи виртуальных друзей, которых мы и в глаза не видели, а в кино пойти не с кем!
Так что же мы находим внутри социальных сетей?
Секреты – всему свету!
В социальных сетях – вроде “Вконтакте”, “Одноклассников”, “Фейсбука” “Твиттера” и других – можно сообщить миру что угодно: как именно раскидывает по кухне кашу ваш ребенок, как вы только что занимались превосходным сексом, как ваша начальница надоела вам своими приставаниями или что именно вы хотите на обед. Причем совершенно не задумываясь: а интересно ли это кому-нибудь?
Раньше душу было принято изливать случайным попутчикам, а сейчас можно строго хранить секреты от близких и с легкостью делиться ими с френдами по социальным сетям или блогам.
Недавно в “Твиттере” одна роженица в режиме реального времени сообщала, как проходили ее роды. Буквально через минуту после рождения малыша она радостно написала: “У меня родился мальчик!”. А вскоре выдала новое сообщение: “Ему всего несколько минут, а он уже улыбается!”. Кто-то умилится, а кто-то возмутится: лучше бы взяла на руки малыша, а не айфон или ноутбук…
Откуда в нас это непреодолимое желание душевного стриптиза в виртуальности? Этот вопрос мы задали психоаналитику Эдуарду ШВАРЦУ:
– Во-первых, это привлечение внимания. Как животные, когда привлекают партнера по случке, распушают перья и хвосты. Точно так же и здесь. Посмотрите, мол, какой крутой самец или замечательная самка!
– Но почему для этого используют социальные сети?
– Потому что там большее количество людей смогут это увидеть. Ведь очень трудно зайти в кафе и сказать: “Я вас всех хочу”. А в Сети – это нормально. А если получишь недоуменные комментарии, то можно сделать вид, что в виду имелось вовсе не это. При этом люди считают, что в социальных сетях возможна какая-то анонимность. Ведь если сообщать о себе откровенные вещи, то даже если аудитория сообщения ограничена так называемыми друзьями, на конфиденциальность глупо рассчитывать. К примеру, прийти на исповедь и что-то рассказать лично служителю церкви или на прием к психологу – это одно, тут люди стесняются. А вот рассказать об этом всему Интернету – другое дело! Тебя же вроде бы не видно, в глаза никому не смотришь. Это такой сплав анонимности и публичности, который доставляет удовольствие.
Маски, аватары, тролли…
Действительно, когда общаешься не с человеком, а с монитором, возникает ощущение некоторой свободы. Но при этом размываются и границы пространства, в том числе и личного. Если, к примеру, у вас не очень хорошо с самооценкой, то компенсировать ее низкий уровень куда проще на виртуальной арене: спровоцировать конфликт, оскорбить участников какого-нибудь сообщества и потом радоваться: какую грандиозную склоку ты заварил и сколько возмущенных откликов тебе прислали!
– Все это лишь усугубляет такие качества, как трусость, неуверенность в себе, слабую волю, – считает психолог Инга РУДИНА. – Кроме того, может произойти смешение виртуального и реального мира. Например, когда в социальных сетях начинают массовую травлю реального человека. Бывали случаи, когда люди реально убивали участников игры за то, что они мешали выйти на новый уровень. Конечно, это крайние случаи, но и они происходят. Не говоря уже о том, что давно на слуху всякие любовные драмы, которые имели под собой виртуальные корни. Просто надо помнить, что последствия любых виртуальных действий в Интернете реальны. И там, перед другими мониторами, сидят реальные люди, которые, хоть и прячутся под аватарами или никами, но испытывают обычные человеческие чувства – гнев, радость, любопытство и желание поделиться полученной от вас информацией…
Под наблюдением
Тотальная вовлеченность в социальные сети делает людей доступней. На всех современных гаджетах есть приложения, которые помогут пользователям при желании непрерывно рассказывать всему миру о том, где они сейчас, с кем и чем намереваются заняться.
Надо ли говорить, что этим очень легко могут воспользоваться – и не всегда в ваших интересах?
Система отслеживания через социальные сети использовалась не раз, ведь там все на виду. Место работы, друзья, знакомые, родственники и коллеги… Даже если вы хотите утаить какую-то информацию, ее невольно разболтают ваши френды.
Что с успехом используют самые разные ведомства – от налоговой и полиции до разведки. Сейчас найти человека в Интернете и узнать о нем базовую информацию может любой школьник. Ведь, заводя странички в социальных сетях или ведя блоги, мы с удовольствием расписываем хобби, предпочтения в еде, адрес тренажерного зала и любимые туристические маршруты. Пишем о своих успехах в овладении техникой вождения, в приготовлении ризотто или в игре на флейте. Это же так здорово, когда твои достижения волнуют еще массу народу, все комментируют, ставят плюсы, хвалят. Или завидуют и критикуют – все равно резонанс.
Однако не нужно забывать, что в соцсетях нет плотно закрытых дверей. И ваша бабушка тоже может увидеть ваше фото с корпоратива, свекровь прочтет сообщение о том, чем вы занимаетесь вместо уборки в доме, а потенциальный поклонник перестанет звонить, увидев страстные признания бывшего одноклассника на вашей “стене”.
Так что воистину “нам не дано предугадать, как слово наше отзовется”.
Как важно быть “Вконтакте”…
О том, насколько важно быть представленным в социальных сетях, рассказала PR-директор интернет-проектов Анна ОСИПОВА:
– Это достаточно мощный инструмент, и недооценивать его нельзя. В Казахстане уже пройден рубеж игнорирования соцсетей, и все активно сейчас ими занимаются. Это и пользователям удобно: можно не звонить в компанию, а написать отзыв об их продукте или услугах на их страничке или оставить комментарий в “Твиттере”.
Как-то я именно так и сделала – со мной практически сразу связались, и мы вместе обсудили, как решить проблему…
– Чем, по-твоему, так привлекательны социальные сети?
– Люди становятся более доступными. Ведь первое, что дали нам социальные сети, – возможность найти людей, которых мы по разным причинам давно потеряли: кто-то уехал далеко, кто-то просто выпал из нашей жизни. Сначала это что-то вроде увлекательной игры, а потом возникает эффект привязанности. Начинаешь общаться с людьми из нашего города, соседями, родственниками. Но грань между реальным и виртуальным общением размылась. Мы приходим в кафе поговорить с подружками – и тут же подключаемся к Интернету, начинаем переписываться уже с другими людьми.
Славы много не бывает?
Кто-то заходит в социальные сети от случая к случаю, а кто-то делает это своей профессией. Мы имеем в виду блогеров, которые неожиданно (похоже, даже для себя) получили признание в обществе. Настолько, что для них и пресс-туры организуют.
Что это за дело такое – блогерство, мы спросили у одного из первых блогеров Казахстана Адиля НУРМАКОВА:
– Как-то мне предложили попробовать, я написал пару постов за неделю, это стало мне интересно. Но сегодня я практически не веду личный блог. С появлением соцсетей ситуация изменилась. Сейчас предпочитают малые формы: как писать, так и читать.
Что это дает мне? Во-первых, я могу узнавать что-то интересное, хотя сейчас это получается все реже и из меньших источников. Блоги стали менее информативными, “Фейсбук” стал аналогом “Одноклассников” образца пятилетней давности…
– И вообще там букв много!
– Да, реально много букв и много лишнего, это отвлекает. А во-вторых, это дает мне людей, которыми я могу, грубо говоря, пользоваться. Я сейчас веду блоги тематические. Так как через соцсети многие получают какие-то анонсы, новости, то именно там их и следует предлагать.
– Но сейчас столько блогеров развелось… Такое ощущение, что это какой-то процесс перехода качества в количество. Это тяга к публичности?
– В фильме “Социальная сеть” хорошо показано, что движущей силой большинства соцсетей является грех тщеславия. Люди хотят иметь больше связей с другими людьми, даже если они не знакомы, виртуально подружиться с какой-то знаменитостью, похвастаться тем, сколько тысяч друзей у них есть. И себя они убеждают в том, что эти тысячи френдов им на самом деле нужны. Бизнес пытается увеличить число продаж и рост лояльности клиентов, политики хотят общаться с электоратом.
Но такое чувство, что все стараются запрыгнуть в поезд, который уже уходит. Потому что меняется характер соцсетей. Пользователи устают от потока информации, часто ненужной им. И эта тенденция будет усиливаться. Но жить в современном обществе без коммуникаций в соцсетях уже довольно трудно.
Анекдот в тему
“Одноклассники” – страшный сайт. Сегодня ко мне в друзья хотели добавиться Наращивание ногтей, Натяжные потолки и Пластиковые окна! Я что-то не помню из своего детства?
Бизнес – и ничего личного
Социальные сети принесли в нашу жизнь так много интересного, что поневоле многие думают, что это изобретение было призвано бескорыстно улучшить жизнь человечества. Жаль разочаровывать, но – ничего подобного. На нашем странном стремлении к “бесконтактному” общению делаются огромные деньги.
В этом году в списке самых молодых миллионеров, составленных “Форбсом”, – Дастин МОСКОВИЦ (27 лет, 3,5 млрд. долларов), Марк ЦУКЕРБЕРГ (27 лет, 17,5 млрд.) и Эдуардо САВЕРИН (29 лет, 2 млрд.). Это они придумали и запустили в нашу жизнь социальные сети.