Сложности с зачатием ребенка — крайне личная и болезненная проблема, к сожалению, возникающая во многих казахстанских семьях. Только по официальным подсчетам, у каждого второго мужчины есть отклонения в сфере репродуктивного здоровья. Если прибавить к этому фактору проблемы "по-женски", то становится понятно, почему в последние годы в регионах стали появляться клиники планирования семьи. В специализированных медицинских учреждениях не только лечат мужчин и женщин, но и предоставляют услуги по подбору доноров половых клеток в случаях, когда врачи уже не могут помочь. Примечательно, что далеко не все казахстанки согласны родить ребенка от анонимного донора, у которого вместо имени шифр из букв и цифр. Тогда на помощь приходит Всемирная паутина. Доноры и их клиенты активно ищут друг друга и знакомятся на форумах. YK-news.kz изучил этот необычный, но стремительно развивающийся рынок.
Здравствуйте, я ваш папа!
"Ищу донора спермы. Усть-Каменогорск. Казах. Высокий. Волосы темные, глаза карие".
"Мне 38 лет. Хочу родить для себя ребенка. Нужен донор из города Семея. Никаких обязательств".
Таких объявлений на одном из популярных казахстанских форумов масса. Некоторые из авторов указывают требования к внешности претендентов: "Карие или голубые глаза, черные или каштановые волосы, спортивного телосложения, рост от 175 см, вес от 80 кг". Другие ограничиваются скупым "без обязательств". Претендентов, впрочем, тут едва ли не больше, чем клиенток. Среди потенциальных доноров — парни в возрасте чуть за 20 и взрослые семейные мужчины.
"Помогу с зачатием ребенка девушкам от 18 до 40. О себе: возраст по паспорту — 33, возраст души — 18 (неизменен), высокий, зеленые глаза, поэт, магистр-филолог, актер, программист, здоровье в норме, знак зодиака — Дева, внешность славянская. Вредных привычек и зависимостей не имею. Добрый, ласковый, обходительный, честный. Если желаете стать мамочкой, помогу бесплатно (опыт более 5 успешных зачатий). Помогу как одиноким, так и замужним (в случае отсутствия или согласия мужа). Жду ваших сообщений. Володя", — это редкий случай, когда в объявлении указано имя автора, а к тексту еще и приложен номер телефона. Большинство записей сопровождает только адрес электронной почты. Казахстанки массово ищут мужчин для зачатия: торг уместен
Доноры и клиентки договариваются между собой, обсуждают все детали — и затем обращаются за помощью к медикам. В таких взаимоотношениях, хоть они и не привычны, нет ничего противозаконного. В Казахстане законодательно определен статус и виды так называемых вспомогательных репродуктивных технологий. К ним относятся экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), суррогатное материнство, генетическая диагностика и искусственная инсеминация спермой мужа (донора), донорство половых клеток.
Согласно правилам проведения вспомогательных репродуктивных методов и технологий, утвержденных приказом министра здравоохранения, показаниями для проведения инсеминации спермой донора являются мужское бесплодие или отсутствие полового партнера у женщины. При этом к донорам предъявляются жесткие требования по состоянию здоровья. Именно поэтому так мало мужчин проходят строгий отбор. Психолог рассказала, почему казахстанки хотят детей от женатых мужчин
Из первых уст
Донорскую сперму собирают в специальных банках, где и замораживают на полгода. Это необходимый карантин, чтобы избежать возможных инфекций и заболеваний. После всех проверок клетки можно использовать.
— Донорами могут быть мужчины в возрасте до 35 лет, желательно наличие хотя бы одного ребенка. Вообще у нас проблема с донорами, — комментирует президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, доктор медицинских наук Вячеслав Локшин. — Не так много желающих сдавать сперму. Кроме того, в соответствии с требованиями закона нельзя, чтобы от одного донора родилось больше чем 10 детей.
Дело в том, что в противном случае велик риск, что в будущем могут встретиться не подозревающие о существовании друг друга кровные брат и сестра и, не зная о своем родстве, захотят создать семью.
В одном из алматинских банков спермы всего десять участников, обозначенных на сайте учреждения карточками. В них содержится краткая информация о мужчине: "Код ДС-160810. Национальность: кореец. Цвет волос: седой. Цвет глаз: карий. Группа крови: 2 (А). Резус-фактор: +".
Нам удалось связаться с одним из мужчин, которые регулярно сдают сперму в банк и помогают женщинам забеременеть в частном порядке. Он откликнулся на недавнее объявление жительницы Усть-Каменогорска. 25-летний донор согласился рассказать о том, как стал зарабатывать на собственном семени.
— В начале года я пошел в клинику, чтобы проверить свое репродуктивное здоровье, — говорит Ерназар. — Прошел обследование — оказалось, что все параметры в норме, состояние прекрасное. Такое бывает достаточно редко, поэтому меня пригласили стать донором. Сейчас я сдаю сперму пять раз в месяц. За каждую сдачу мне платят по 30 тысяч тенге. Конечно, я не оставил основную работу, но получается приличная прибавка к зарплате. Через эту же клинику меня нашла одна из женщин, которой я помог лично. Всего их две: одной 36 лет, другой — 40. Со второй мы познакомились на форуме. Одна забеременела естественным путем, другая – с помощью ЭКО. Обе сейчас в положении.
Молодой человек подтвердил, что получил от женщин плату за услуги. Вознаграждение оказалось даже больше, чем ему платят за спермосдачу в клинике. Но назвать конкретную сумму собеседник отказался.
— Я намерен общаться с детьми после того, как малыши появятся на свет. Их матери не против, — рассказал мужчина. — Я не женат, а мои родственники не знают, что я стал донором спермы, поэтому даже не предполагаю, как они отнесутся к этим обстоятельствам. Вообще я считаю, что делаю доброе дело.
Проблема века
Специалисты в общем-то согласны с такой формулировкой. Ведь других доступных способов стать родителями у тех, кто решается на поиск доноров половых клеток, зачастую нет. И эта проблема из очень интимной и семейной становится все более общественно значимой.
— Бесплодие — это актуальная на сегодня проблема для любой страны, в том числе и для Казахстана, — говорит Вячеслав Локшин. — Заболевания или отклонения в репродуктивной сфере есть примерно у половины казахстанских мужчин. По самым скромным подсчетам, примерно 15 процентов супружеских пар бесплодны. Из них около трети приходится на мужской фактор, 40 процентов — на женский, остальное — это комбинированное бесплодие. Из всех этих пар около 40 процентов составляют те, которым нельзя помочь обычными методами лечения. Они нуждаются в проведении вспомогательных репродуктивных технологий: ЭКО, суррогатном материнстве, донорстве.
Немало случаев, когда проблемы с зачатием связаны в первую очередь с женским здоровьем. И возрастом. К сожалению, детородный период нельзя продлить по собственному желанию.
— Женщины у нас в стране, как и в целом в мире, все позже и позже выходят замуж, позже решают рожать, — поясняет специалист. — У дам старше 40 лет часто резерв собственных яичников недостаточный, и приходится прибегать к программам донорства яйцеклеток. Тогда нужны женщины-доноры. Поэтому мы рекомендуем, если женщина в возрасте 35 лет еще не решила вопрос с репродуктивной стороной дальнейшей жизни, то правильнее будет заморозить свои собственные половые клетки и потом ими воспользоваться. Потому что после 35 лет начинается снижение качества и количества клеток. Пока период, на который можно заморозить клетки, не ограничен. Это может быть пять или десять лет.
Возраст пациентки играет роль и при планировании экстракорпорального зачатия.
— Мы не берем в программы ЭКО пациенток старше 50 лет. Хотя в общем-то законом это напрямую не запрещается — верхняя возрастная планка никакими стандартами не оговорена, — добавляет эксперт.
Дорогие наши дети
Появлением ребенка из пробирки сейчас уже мало кого можно удивить, даже далекие от вопроса люди хоть раз слышали об ЭКО. Эту процедуру успешно проводят в Казахстане уже 22 года.
— Сейчас в год мы делаем около 6500 программ ЭКО, из них около тысячи — по государственной квоте за счет бюджета, — приводит факты Вячеслав Нотанович. — Но нуждающихся гораздо больше.
В отличие от экстракорпорального оплодотворения донорские программы и программы суррогатного материнства не входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. А это значит, что последний шанс стать родителями могут использовать лишь те граждане, которым по карману дорогостоящие процедуры. Кроме непосредственной покупки донорских клеток понадобится масса обследований и процедур, включая ЭКО. Например, донорская клетка в одной из клиник Усть-Каменогорска стоит от 75 до 100 тысяч тенге, а процедура ЭКО без учета стоимости препаратов — от 350 до 640 тысяч тенге.
Реальные затраты на одну попытку зачатия в пробирке (а ее успешность никто не гарантирует) составляют около миллиона тенге. А сама подготовка к процедуре, зачастую включающая стимуляцию яичников, может серьезно повлиять на здоровье пациентки – не в лучшую сторону. Даже если брать в расчет только эти два фактора, приходится признать — рынок интимно-репродуктивных услуг в Казахстане будет успешно развиваться.