В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточно-Казахстанской области напомнили: сначала работы на объекте замерли в связи с долгой бюрократической процедурой перевода земель из одной категории в другую.
Следом – от проекта отказался подрядчик. А дальше потребовалась корректировка проектно-сметной документации, так как прежние расценки утратили актуальность.
Пока специалисты даже не знают итоговую стоимость работ – документация всё еще на согласовании в столичных ведомствах.
Чуть подробнее о ситуации рассказали в компании “ҚазАвтоЖол”. Выяснилось, что откорректированная ПСД была направлена на одобрение в минфин в марте 2021 года и застряла там больше чем на год. Это не всё. После финансового ведомства ПСД ждет еще госэкспертиза протяженностью минимум 45 дней. Далее – тендер по выбору нового подрядчика, вполне возможно, повторный тендер… По проекту предстоит построить мост длиной 175 метров в горной местности. Найдутся ли среди солидных дорожных компаний желающие взяться за такой объект, когда цены на металл и стройматериалы галопируют день ото дня и с курсом валюты, мягко говоря, всё неоднозначно? В одной из дорожных компаний, ДСУ № 14, привели пример: национальная компания выставила на тендер строительство 4 мостов на горной дороге в Катон-Карагайском районе. Общая стоимость – 500 миллионов тенге. Ни один подрядчик не пришел на этот проект!
Экономисты знают: любое дорожное строительство – это прямой стимул для местного малого и среднего бизнеса.
Подтягиваются транспортные компании, чтобы перевезти грузы и людей. Получают заказы предприятия, которые производят железобетонные конструкции, цемент, ремонтируют технику, поставляют ГСМ, кормят бригады… В 2018 году, когда работы на объекте были в разгаре, здесь было занято 350 человек, работало 160 единиц техники. По подсчетам экспертов, 10-процентный прирост госинвестиций в дорожное строительство обеспечивает долгосрочный рост частного капитала на 3–5 процентов. В Восточном Казахстане важнейший дорожный проект превратился в “золотой” долгострой.
На востоке страны новый дорожный участок нужен всем. Это более простой и быстрый маршрут на базы отдыха Бухтарминского водохранилища и Катон-Карагайского района. То есть плюс в развитии туризма. Это снижение издержек и риска для грузовых и пассажирских перевозок в Алтай, Катон-Карагай и Курчумский район. А значит, более низкие цены на товары. Но, несмотря на востребованность, проект пробуксовывает. В недоделках – огромный объем! Предстоит отсыпать оставшийся отрезок полотна длиной 10,1 километра, провести обустройство дороги, построить 2 моста, в том числе сложный – через горную речку Пихтовку.
Если в 2017 году работы оценивались в сумму более 11 миллиардов тенге, сегодня в “ҚазАвтоЖол” ориентировочно называют стоимость – 16 миллиардов. И, самое грустное, никто пока не может назвать финишный срок.
О реконструкции дороги Усть-Каменогорск – Алтай – Катон-Карагай – Рахмановские Ключи заговорили еще в 1990-е годы. На первом этапе был построен 45-километровый участок до села Северное. В 2010 году завершили 10-километровый отрезок практически до подножия Осиновского перевала. В 2017 году очередь дошла до наиболее сложного участка длиной 32 километра в обход Осиновки. Речь идет о двухполосной дороге 3-й категории с шириной земляной насыпи 12 метров и шириной дорожного покрытия 8 метров. Предусмотрены практически все виды “начинки”: съезды, автобусные остановки, 19 водопропускных труб, скотопрогоны, подпорные стенки, полки против осыпей, нагорные канавы и т. д.
Усть-Каменогорск