Однако для этого жителям нужно официально доказать, что бушевавший месяц назад ветер был штормовым, сообщает Sputnik Казахстан
Жители села Калбатау в Восточно-Казахстанской области не могут доказать местным властям, что их дома были разрушены в результате урагана.
Стихия бушевала в селе 10 июля: ураганный ветер оставил после себя сорванные крыши домов, разбитые стекла в окнах и поваленные деревья.
Кроме того, вихрь оборвал электрические провода, в результате чего люди были вынуждены четыре дня просидеть без света. Эту коммунальную проблему решить удалось, а вот связь до сих пор работает с перебоями, так как ветер снес вышку сотовой связи.
— Как будто бомба упала. Дом после смерча в разруху превратился. Жена плакала, у меня у самого глаза на мокром месте. Переживаем, нервничаем, не знаем, как это все будем восстанавливать, — рассказал в эфире "Первого канала "Евразия" сельчанин Бейсенбай Жуманов.
Всего поврежденными оказались 19 домов, в которых живут в основном пенсионеры. Жители рассказывают, что осень в ауле – это самая тяжелая пора, когда нужно собрать детей на учебу, заготовить на зиму сено, купить уголь.
— Как мы все эти вопросы решим, если залезли в долги по уши? — возмутилась жительница села Зейнеш Искакова, которой, по информации Aibat.kz, пришлось занять на ремонт дома 500 тысяч тенге.
В свою очередь в местном акимате заявили, что не смогут помочь сельчанам, пока те официально не докажут, что ураган действительно имел место.
— Чтобы выделить деньги на такие цели, в метеостанции должны подтвердить, что был штормовой ветер. Мы сделали запрос, пришел ответ, что ветер был 19 метров в секунду, это является не штормовым (ветром), — сказал аким Калбатауского сельского округа Берик Самежанов.
Ближайшая метеостанция находится в 30 километрах от села. Синоптики не отрицают: ураган мог обрушиться на Калбатау. В тот день, 10 июля, они предупреждали, что в регионе возможны гроза, град и шквалистый ветер. Но документально могут отразить только то, что зафиксировала метеостанция.
По словам ведущего инженера-синоптика по Восточно-Казахстанской области Надежды Говорковой, возможно, что стихия произошла локально — только на одном краю села. По этой причине метеостанция не смогла зафиксировать скорость штормового ветра.
— Поэтому раньше и существовал такой регламент, создавались комиссии после таких опасных явлений. Сейчас, насколько я знаю, такие комиссии не создаются, — рассказала Говоркова.
Эксперт пояснила, что раньше скорость ветра определяли косвенными методами по характеру разрушений, но сегодня действуют другие требования.
Чиновники заявили, что комиссия в селе была и даже подсчитала ущерб от стихии. Он не превысил 43 миллионов тенге, поэтому компенсация пострадавшим не положена.