Две такие “битвы” состоялись этим летом в Шымкенте и Кызылорде. Южане оказались в этом плане гостеприимными: особо острыми вопросами гостя не доставали, хотя порой тревожили. Визит в Актобе обернулся настоящей атакой на Айбатыра Нышанбаевича.
Огласите весь список, пожалуйста…
– В Казахстане много граждан работают полулегально, получая “серые” и “черные” зарплаты. Могут ли они открыть депозит в Жилстройсбербанке и получить кредит?..
– Можно ли пересмотреть условия кредитования для молодой семьи?..
– Можете ли вы, как председатель правления, пересмотреть условия кредитования для пенсионеров? В частности, для ветеранов труда?..
– Я ваш вкладчик, но моя квартира заложена в другом банке. Могу ли я получить у вас кредит?..
– Почему ваши сотрудники допускают системные ошибки? Подаю документ на кредит – выявляют ошибку. Исправляю – находят вторую. Потом третью. Вы говорите, что составление заявки занимает 10 дней. Если есть ошибка, то через 10 дней заявку аннулируют. По-вашему, это честно?..
– У меня были проблемы при оформлении кредита. Дело дошло до судебных разбирательств. На самом последнем этапе я узнала о различных комиссиях. До этого понятия о них не имела! Насколько они законны? Думаю, большинство ваших вкладчиков об этом тоже не в курсе…
– Если опять будет девальвация тенге, вы будете выплачивать нам, вкладчикам, компенсацию?..
И это было только начало диалога!
Похоже, г-н Жумагулов не ожидал такого “наезда” в дебюте. Потребовалось несколько секунд для подготовки, чтобы потом, плавно переходя с казахского на русский язык и обратно, сформулировать ответы. Иногда не очень приятные:
– Если на протяжении трех лет клиент копил исправно, то он уже тем самым подтвердил свою платежеспособность. Тогда банк не будет требовать у него дополнительные документы на подтверждение платежеспособности. Человек за три года уже обрел культуру накопления и осознает свою ответственность. Ведь могут быть разные жизненные ситуации. Поэтому система жилстройсбережений в первую очередь воспитывает самого клиента до его перехода в категорию заемщика…
– Мы не делим заемщиков на молодых и зрелых, хотя есть у нас в рамках госпрограммы направление “Жилье для молодых семей”. Для нас главное – платежеспособность, возвратность выданных кредитов. Молодые, наверное, должны сначала занять арендные метры. Потом кредитные. А ветераны… Ни один коммерческий банк в мире не делает скидок для пенсионеров. Да, у нас немало вкладчиков преклонного возраста, которым мы уделяем большое внимание. Они накапливают средства на депозите для своих детей и внуков. Согласно процедуре проверки платежеспособности, они не могут на свое имя оформлять кредит. Но имеют полное право переуступить свой депозит близким. То есть услугами нашего банка может пользоваться человек любой возрастной категории. Что касается залога… Если у кого-то есть обременение на жилье, необходимо письменное разрешение банка – держателя залога. Без такого разрешения с чужими обременениями мы работать не станем. Потому что мы на 100 процентов государственный банк и отвечаем перед правительством и вкладчиками за каждый тенге тоже…
– Касательно ошибок наших работников. Мы завершаем внутренний процесс по улучшению организации работы менеджеров и расширяем сеть консультантов. Идем к тому, что информирование и консультирование закрепляется за консультантами, а менеджеры банка будут отвечать лишь за прием и оформление документов, за банковские операции. Вкупе с автоматизацией бизнес-процессов все ошибки должны быть минимизированы. Ваши замечания я принимаю…
– По комиссиям. Они есть во всех банках. Это цена всех движений денег, в том числе и у нас. Это пересчет кредитов и долгов. Если честно, я вообще выступаю за то, чтобы все расчеты с банками были безналичными. Кстати, вы в любом БВУ выплачивали бы комиссии. За облуживание банковской карточки платите? У нас – тоже. Я за то, чтобы у нас везде и за все был безналичный расчет, полностью уйти в онлайн-режим, чтобы свести элемент коррупции к нулю. И при этом заодно обнулить все комиссии. Цена комиссии – это себестоимость тех операций, которые стоят какое-то количество денег. А их выполняют живые люди. Конечно, когда перейдем на безналичку, многие комиссии исчезнут сами по себе. Все равно беру вашу критику на заметку…
– Компенсации по возможной девальвации? Мы уже выплатили первую часть компенсации. Вторую выплатим в следующем году. Решение о возмещении курсовой разницы принимал сам глава государства. Поэтому вопросы о том, будем ли мы выплачивать компенсацию еще раз в случае повторной девальвации, решаю не я, а глава государства и правительство. Кстати, на государственном уровне ведется политика дедолларизации. А мы с момента своего создания работаем только в национальной валюте. У нас и депозиты, и кредиты в тенге. Стоимость жилья в рамках госпрограмм также зафиксирована в тенге. Поэтому мы не подвержены рискам при валютных колебаниях. А что касается цены, то по поручению главы государства сейчас разворачивается программа “Нурлы жол”. Разрабатываются варианты финансирования кредитного жилья, в которых могут принять участие вкладчики нашего банка. В Актюбинской области на строительство жилья выделено 4,5 миллиарда тенге. 270 квартир из 540 наши клиенты уже заселяют. До конца года будет реализовано 1 280 квартир. 4-й класс комфортности – 100 тысяч тенге за метр, 3-й – 110 тысяч. А в среднем по республике 160–170 тысяч за метр. Тут вы должны сказать спасибо администрации области. Ну и застройщикам. А они в убыток себе работать не станут…
После бала
Несколько вкладчиков поделились своими впечатлениями после встречи:
– Я впервые видела, чтобы председатель банка так честно отвечал на наши вопросы. Не испугался…
– Нормальный мужик. Видно, что не врет. Я пять лет копил. Новый год буду отмечать в новой хате, хотя у меня “черновая”…
– Дом, где у нас будет квартира, нравится. Не нравится, что до центра далеко. Но директор банка за это не отвечает. Надо городской акимат напрягать…
Личное впечатление
Побывал в новостройке, которую должны сдать к концу года. Чистовая отделка, газовая плита с прибором учета установлена, мойка в кухне тоже со счетчиками. 3-комнатные квартиры площадью порядка 80 квадратов обошлись клиентам ЖССБК в 11–12 миллионов тенге.
Высказался и сам “виновник торжества” – Айбатыр Жумагулов:
– Это была полезная встреча. Очень хорошо сформулированные, острые и компетентные вопросы. Видно, что наши клиенты в теме. Да, когда тебя критикуют, делают замечания, указывают на недостатки – не всегда приятно. Но тут есть плюсы: понимаешь, что надо сделать, что необходимо изменить. Это касается вопросов и по комиссиям, и по процедурным моментам, которые требуют корректировки. Есть вопросы по работе консультантов с клиентами, по организации рекламно-разъяснительной работы. Встречи с вкладчиками дают много пищи для размышлений. Мы планируем сделать их регулярными и постоянными. Этот формат может принести больше пользы, чем ответы на вопросы на нашем сайте или консультации наших менеджеров.
– Потому что отвечает сам председатель правления?
– Ну и это тоже. По крайней мере, сейчас я понимаю, что нужно сделать до конца года, чтобы в следующем не совершать такие же ошибки.
– Айбатыр Нышанбаевич, а что планируется в первую очередь?
– Оптимизация работы банка, переход на онлайн-операции, расширение мобильных приложений, упрощение условий открытия депозита. Уже сегодня вы можете вносить деньги на счет посредством Интернета. Расширение списка продуктовой линейки банка – при реализации программы “Нурлы жер” мы будем основным оператором. Сейчас рассматриваем механизмы. Ну и, конечно, будут подвижки по кредитному жилью. А еще мы хотим напрямую работать с компаниями-застройщиками в рамках программы “Свой дом”. Вот-вот должен начать работу Фонд гарантирования ипотечных кредитов – это еще один фактор, который позволит удовлетворить спрос на жилье.
– Народ продолжает беспокоиться по поводу продажи банка зарубежным инвесторам. Самые горячие головы считают, что для вкладчиков это чуть ли не катастрофа.
– Жилстройсбербанк представляет интерес для инвесторов. Но правительство не собирается продавать его целиком. Только долю. При этом мы заинтересованы в стратегическом партнере, который может принести новые технологии и новые принципы работы. Какая катастрофа? Есть же Закон о жилстройсбережениях, который гарантирует сохранность накоплений вкладчиков. Что за страхи?..
Больше всех вопросов г-ну Жумагулову задала на встрече Арайлым МАДАРОВА, которая только месяц назад получила ключи от новой квартиры.
– Арайлым, а зачем вы вообще пришли? Квартира уже ваша, отношения с банком – только погашение кредита.
– На “Фейсбуке” есть страничка ЖССБК. Там был анонс этой встречи с самим председателем правления. Я подумала, что у людей могут быть такие же вопросы, как у меня. Но не все смогут задать их. Или побоятся… А для всех вкладчиков эти ответы были бы полезны. Да, каждый человек должен решать сам за себя. Но обязательно нужно задавать вопросы, чтобы потом не сделать ошибку.
Актобе – Алматы