Команда специалистов займется обследованием состояния многоквартирных домов. Многие горожане до сих пор пребывают в неведении – для чего необходима такая ревизия. Кто-то по ошибке полагает, что инспекция – орган, выколачивающий из бюджета средства на капитальный ремонт домов.
Жильцы «авариек» приняли выжидательную позицию и уже готовятся встать в очередь на получение государственных дотаций. Официальные представители ГУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог», в ведении которого перейдет жилищная инспекция, опровергают эту точку зрения горожан.
На вопросы отвечает Вера Губарь, заведующая сектором жилищно-коммунального хозяйства и Ирина Вундер, главный специалист управления ЖКХ г. Темиртау.
До недавнего времени вопрос участия бюджета в ремонте аварийных и пустующих домов даже не обсуждался, несмотря на то, что жители заваливали жалобами и требованиями кабинеты Акиматов и ГУ «УЖКХ». С созданием жилищной инспекции ситуация изменится значительно.
— Давайте по порядку. Для начала – какова цель создания инспекции?
— Это что-то вроде независимой проверки состояния домов представителями власти, то есть сотрудниками инспекции. Штат инспекции состоит из трех специалистов – инженеров-строителей, сметчиков – в общем, компетентных людей, разрешено также привлечение работников подрядных организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с ремонтом и строительством объектов. Деятельность инспекторов будет делиться на плановую и внеплановую.
Плановая проверка будет проводиться не чаще одного раза в год, внеплановая – назначаться в связи с аварийными ситуациями в доме или согласно жалобам и обращениям лиц, проживающих нем. Прибывшие для осмотра жилища инспекторы должны быть принятыми гражданами, его населяющими, они также имеют законное право беспрепятственно проникать в подвальную и кровельную зоны, — рассказывает Ирина Вундер.
— Как жители отличат специалистов, пришедших с ревизией от аферистов?
— Проверяющие обязаны предоставить жильцам, во-первых, служебное удостоверение, а во-вторых, акт о назначении проверки и ее план.
— Какими полномочиями наделяются инспекторы?
— Кроме обследования объекта кондоминимума (то есть дома), работа инспекторов заключается в определении очередности и перечня проведения отдельных видов капитального ремонта здания, согласование сметы расходов, часть которых в будущем может финансироваться за счет жилищной помощи.
— Разъясните понятие «жилищная помощь», пожалуйста.
— Она предоставляется только малоимущим. То есть, если раньше государство помогало уязвимым слоям населения, беря на себя оплату их расходов на коммунальные, эксплуатационные и телефонные услуги, то теперь этот список дополнит еще один пункт – помощь в проведении капитального ремонта дома, — говорит Вера Губарь, заведующая сектором жилищно-коммунального хозяйства. — В итоге получается такая картина: рассчитав смету на ремонт конкретного здания, сумма делится между двумя категориями проживающих – теми, чей доход позволяет участвовать в ремонте жилья самостоятельно, и теми, чей доход не превышает черту бедности. Часть суммы за последних вносит государство, если точнее – средства выделяет местный бюджет.
— Как? Исполнительная власть без конца уповает на нехватку денег даже на самое необходимое – развитие образование, медицины, спорта, ремонт дорог.
— Да, но бюджеты городов ежегодно планируются заранее, средства распределяются равномерно. Просто теперь в общий перечень нужд будут включены еще и жилищные. С помощью государства мы, наконец, сможем произвести реконструкцию мягких кровель, которые не выдерживают даже сроки гарантии, заменить подвальную систему.
— Значит ли это, что горожане могут «свесить» на казну все свои жилищные проблемы?
— Поясняю еще раз. Жилищная инспекция несет функцию распределения доли участия в ремонте дома как жителей, так и государства. Так, при крупном ремонте часть средств в виде жилищной помощи малоимущему населению бюджет возьмет на себя, но при небольших протечках кровли или мелких поломках в подвале вряд ли государство выступит помощником жильцам. Вынесенные по окончанию проверки предписания по устранению нарушений в содержании дома, должны быть обязательно устранены его жильцами в установленные комиссией сроки.
— Это может дисциплинировать граждан?
— Конечно. Ведь известно, что разрушение домов – в основном результат бездействия жителей. С появлением инспекции последних обяжут нести ответственность за объект кондоминимума – производить текущие ремонты повальных разводок, латать крыши, ремонтировать фасады. За неисполнение предписаний жилищных инспекторов проживающие понесут ответственность.
— Если ремонт производился отчасти на бюджетные деньги, могут ли жители следить за законностью и правильностью проведения ремонта?
— Безусловно. Их участие в этом процессе не ограничено, они могут быть также непосредственными свидетелями во время комиссии по приемке выполненных работ.
— И последний вопрос. Как вы считаете, можно ли рассчитывать на положительный эффект от деятельности жилищной инспекции в Казахстане?
— Сначала инспекторы проведут инвентаризацию, выявят наиболее аварийные дома, выпишут предписания жителям, составят план финансирования. Но когда «машина» закрутится, все увидят положительные результаты работы инспекторов.
По сути, начнется перестройка менталитета граждан – мы должны привить им понимание того, что каждый из нас в ответе за свою обитель, а если кто-то в стороне – он предстанет перед Законом. А главное, к чему мы стремимся – наши города должны преобразиться, через несколько лет в них не должно остаться ни одной дырявой кровли, ни одного рушащегося фасада.