Казнь за кровосмешение ввел еще Есим-хан, и позже наказание было закреплено в "Жети жаргы". Исключение делалось очень редко, обычно на шестом поколении и для торе. Однако не все знают, что у этой традиции есть дополнительные нюансы. Редакция Caravan.kz рассказывает об особенностях жети ата в разных регионах Казахстана.
Поколения предков назывались так:
1. Жети ата;
2. Туп ата;
3. Тек ата;
4. Баба;
5. Аргы ата;
6. Ата;
7. Аке.
Поколения потомков называются следующим образом:
1. Аке;
2. Бала;
3. Немере;
4 Шобере.
5. Шопшек;
6. Немене;
7. Туажат;
8. Жекжат.
Есть и региональные варианты: в 4-м поколении потомка также могли называть обере, немене, шопшек, в пятом — туажат, немене, обере, когенжат, в шестом — туажат, жүрежат, в седьмом — жаутанымас, жүрежат, куажат. Это естественные различия, которые не делают какой-либо из вариантов неправильным.
Люди, у которых есть общий ата, могут заключить брак, если друг для друга они уже жекжат, то есть буквально седьмая вода на киселе.
Когда в ауле появлялось восьмое поколение потомков, там устраивали большой праздник, в котором сообщали другим родам с общими предками, что теперь их дети могут свободно вступать в браки. Обычно на тое устраивалась хотя бы одна свадьба. Было принято резать белую кобылу, чьим молоком омывали молодоженов. Потом их благословляли местные старики.
Однако в разных семьях по-разному начинают отсчет.
Где-то с деда, ведь речь о жети ата — буквально семи дедах.
Где-то — с отца.
А у некоторых принято включать в отсчет и самих себя, и своих детей.
Это объясняют в том числе тем, что у одного мужчины могло быть несколько жен, таким образом схема родственных связей становилась со временем очень запутанной, и пропускать это звено было нельзя.
Сейчас знание своего шежире в целом и жети ата в частности, ставшее менее обязательным в советское время, снова становится общепринятым.