Женское движение Казахстана: десять лет истории - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Женское движение Казахстана: десять лет истории

Женское движение Казахстана: десять лет истории

Понятия "женские организации", "феминизм", "дискриминация", "гендер" вошли в нашу жизнь достаточно давно. Точную дату назвать невозможно, но произошло это около десяти лет назад усилиями нового для суверенного Казахстана явления - женского движения.

  • 17 Ноября 2003
  • 21092
Фото - Caravan.kz

Если к середине 1994 г. в Казахстане было зарегистрировано всего 6 женских неправительственных организаций (Акмолинский комитет солдатских матерей, Союз женщин Казахстана, Лига женщин-мусульманок, Союз многодетных семей Республики Казахстан, Феминистская Лига, Казахстанская ассоциация женщин-инвалидов, имеющих на иждивении детей), то в 1997 г. их насчитывалось уже 30, а к началу 2003 г. — около 200.
Сегодня женские организации по форме объединения представлены тремя группами:
неправительственные (такие, как Кризисный центр «Подруги», Ассоциация одиноких матерей, Женский избирательный блок и т.д.)
государственные (Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК)
международные (ЮНИФЕМ — женский фонд ООН).
Неправительственные организации, существующие в Казахстане сегодня, имеют разные цели и обращены к самым разным аудиториям. Это и женские организации, имеющие отношение к образованию (Союз женщин Казахского государственного Национального Университета им. Аль-Фараби);
материнские и детские (Ассоциация родителей детей-инвалидов, Союз многодетных семей Казахстана, Ассоциация матерей-одиночек «Молдiр», Алатинский комитет солдатских матерей, другие);
организации, связанные с проблемами по здоровью (Республиканское общество женщин-инвалидов, имеющих на иждивении детей «Биби-Ана», Республиканский центр охраны здоровья матери и ребенка);
кризисные центры (Кризисный центр «Подруги», «Забота», «Незабудка»);
профессиональные (Лига женщин творческой инициативы, Ассоциация женщин-юристов);
экологические (Международная экологическая ассоциация женщин Востока, Greenwomen);
мусульманские (Лига мусульманских женщин) и другие.
Кроме того, в Казахстане существуют два Центра Гендерных Исследований (ЦГИ): в Алма-Ате (руководитель — Светлана Шакирова) и в Караганде (руководитель — Наталья Усачева). Есть две Феминистские Лиги: в Алма-Ате (президент — Евгения Козырева) и в Кокшетау (президент — Галина Морозова).
По численности это организации от фактически одного человека в активе до десятков. Сколько женщин работает в женском движении на сегодняшний день, сказать трудно, потому что их число постоянно изменяется — причем, в большую сторону.
История создания женских НПО
В 1991 году в Министерстве Юстиции была зарегистрирована газета для девочек «Мальвина». Вскоре «Мальвину» стали читать два раза в месяц девочки семи-четырнадцати лет на территории всех республик Центральной Азии и кое-где — в России. Это была единственная газета для девочек на всем постсоветском пространстве, и ее издатели хорошо понимали свою ответственность перед аудиторией.
Именно оттуда взяла свое начало общественная организация «Феминистская лига». Ее руководители, журналист Юрий Зайцев и художница Евгения Козырева, говорят об этом так: «В редакцию «Мальвины» стали приходить письма, в которых совсем молодые девочки жаловались на то, что их ущемляют в правах. Конечно, они говорили это другими словами, но суть была такова: учителя по математике больше поддерживают мальчиков, и их отметки выше; а девочкам достается литература и уроки домоводства. Мальчиков готовят к поступлению в институт, а девочек — к замужеству. Это лишь малая область проблем, которые читательницы совсем юного возраста поднимали в своих письмах. И мы почувствовали, что не можем не ответить им. Стали искать корни проблем, и наткнулись на непаханое поле в только что образовавшемся независимом государстве — права женщин и их защита».
И тогда редакция газеты сделала первый шаг на пути к равноправию полов в Казахстане: выпустила 30 000 экземпляров школьных прописей без сексистских стереотипов. Этот термин тогда понимали считанные единицы; в прописях напрочь отсутствовали предложения вроде «мама мыла раму», зато появились моющие ее, раму, папы, братья и дедушки.
А в 1995 году представители первых женских организаций встречали Поезд мира, который проходил через много стран и вез участниц и участников международного женского движения из 42 стран.
Само событие сыграло важную роль в формировании женского НПО-сектора, а его казахстанских участниц можно однозначно назвать инициаторами зарождения женского движения в Казахстане.
За Поездом последовала 4-я Всемирная конференция ООН по правам женщин в Пекине (1995 г.), куда впервые в качестве делегатов поехали и казахстанки. По возвращении они провели серию конференций, круглых столов, различных акций, встретились с прессой. В результате СМИ запестрили статьями на совершенно новую тему, а НПО определились с первыми целями и задачами.
В 1995-96 гг. женщины-лидеры организаций проходили обучение на тренингах у иностранных фондов, выпускали ежемесячные и ежеквартальные бюллетени. Одновременно с этим в Казахстане стремительно формировался Третий Сектор, и женщины принимали в нем активное участие.
Появились целые коалиции, союзы и блоки организаций с общими целями и интересами (сегодня это Женский Избирательный Блок, Коалиция Женских НПО, Союз кризисных центров Казахстана).
В то же время при представительстве ООН начинает работать бюро «Гендер в развитии».
Деятельность женских НПО, в основном, спонсируется международными фондами или специальными программами некоторых посольств. Большей частью это Фонд Сорос-Казахстан, Каунтерпарт Консорциум, «Евразия», посольство Нидерландов, Германии, Британское консульство. Но эта помощь не долгосрочная; поэтому очень часто в таких НПО юристы, врачи, преподаватели работают без какой-либо оплаты.
И такая ситуация сохраняется по сей день.
Проблемы, поднимаемые женскими НПО и пути решения
Корнем всех зол является дискриминация по признаку пола. Она бывает явная и скрытая. Если в государстве на законодательном уровне отменяются льготы матерям-одиночкам, многодетным матерям, матерям детей-инвалидов, если при принятии на руководящий пост предпочтение отдается мужчине от 25 до 40 лет, но не женщине — матери, то это — явная дискриминация по признаку пола.
А случаи насилия в семье, сексуального домогательства на рабочем месте, пропаганда сексистских стереотипов в СМИ и в частности, использование женского тела в рекламе как привлекающего внимание к товару — явления, как правило, трудно доказуемые либо недоказуемые вообще, за отсутствием свидетелей и видимых последствий, и они являются дискриминацией скрытой.
Журналист Юрий Зайцев, исполнительный директор Феминистской Лиги, в монографии «Права женщин и их защита» выделяет четыре основные проблемы положения женщин в Казахстане. Это:
1) гендерные стереотипы,
2) социальная незащищенность женщин,
3) преодоление насилия в отношении женщин,
4) проблема власти и представительства женщин в ней на всех уровнях.
Исполнителями решений чаще всего в нашем государстве являются женщины, а принимают решения, относящиеся как к женщинам, так и к мужчинам, исключительно мужчины.
Преодоление существующих стереотипов в отношении женщин — непростая задача, так как эти стереотипы складывались веками. Поэтому скорейшее их изменение практически невозможно. Есть лишь один сравнительно быстрый выход — изменить стереотипы, привносимые или закрепляемые образованием. Это можно сделать всего за несколько лет.
В образовательной и научно-исследовательской среде были кое-какие подвижки в эту сторону. Так, в Казахстане, усилиями отдельных исследовательниц, Светланы Шакировой (Центр Гендерных Исследований, Алма-Ата) и Натальи Усачевой (Гендерный информационно-аналитический центр, г. Караганда) были написаны две диссертации; кандидатская — С. Шакировой, факультет философии и политологии КазГУ, докторская — Н. И. Усачевой, Карагандинский государственный университет).
Более того, в Казахстане усилиями алматинского ЦГИ уже делались попытки введения курса теории гендера в университетах (АГУ, 1999 г.). Но курс просуществовал недолго: всего семестр.
Другой действенный метод — изменение сознания общества, в том числе изменение стереотипного отношения к перечисленным выше четырем проблемам женщин как второстепенным, через СМИ.
«Важно постоянно формировать и поддерживать уважительное отношение общества к женщинам», — говорила профессор журналистики из Швеции, Анне Леннрот, весной 2002 года на семинаре, проводимом ПРООН в Алматы.
«Это удобно делать через СМИ, особенно если эти СМИ — специализированные». В свое время большой сдвиг сознания казахстанцев в отношении места женщины в обществе произвела программа Ирины Черноловской «Бабье царство». В настоящее время в Казахстане существуют журналы «Сезон», «Казакстан айелдерi», «Женщины: Восток — Запад», «Зеркало», газета «Равные и разные», которые не зацикливаются на образе женщины-домохозяйки, а наряду с ним (так называемая традиционная роль женщины) представляют образ успешной, деловой женщины.
В середине — конце 90-х годов существовало гораздо больше женских СМИ. Это газета для девочек «Мальвина», Шымкентская региональная газета «Кыз Жибек», журнал «Дарья», «Жума», — еженедельное приложение к Казахстанской правде». Но они, к сожалению, появлялись и исчезали. Причина — отсутствие финансирования издания, достаточного для того, чтобы попросту выжить.
Социальная незащищенность «лечится» реформами системы государственной социальной защиты. Это — процесс не одного дня и даже не одного года.
«Законы создаются не навсегда. Их можно и нужно изменять, устраняя из них все элементы явной и скрытой дискриминации по признаку пола. Для этого необходимо знать законодательство, дискриминирующее женщин и действовать совместно для его изменения».
Феминистская Лига — давний и крепкий авторитет в Казахстане в области мониторинга гендерной экспертизы законодательства. Юрий Зайцев приводит в своей монографии ряд негативных изменений в законодательстве за последние годы:
апрель 1999 г. — отменено государственное социальное страхование, одновременно установлен верхний предел пособий по беременности и родам — 50$, даже если заработная плата женщины в несколько раз выше;
с января 1999 г. — отменены пособия по безработице, которая носит преимущественно женский характер.
1999-й год — теперь все виды пособий выплачивает не правительственный бюджет, а местные органы. Отсюда — сниженный размер, учащенные задержки выплат.
Выход из ситуации женские НПО видят, в частности, в гендерной экспертизе законов, Постановлений правительства и нормативных актов. В пример эффективности такого хода всегда приводятся Скандинавские страны, где каждый шаг в изменениях законов тщательно рассматривается специальной гендерной комиссией.
В Швеции и Финляндии существуют Советы по делам равенства и Комиссия равных возможностей, в Германии — Министерство по делам женщин, в Великобритании — Консультативный комитет по занятости среди женщин.
Преодоление насилия в отношении женщин — также процесс длительный и вряд ли конечный. Для него необходимо в первую очередь усовершенствование правовой системы, защищающей женщин, и развитие служб помощи пострадавшим.
Кризисные центры в Казахстане образовались давно. Существует даже целый Союз кризисных центров Казахстана. В феврале 1999 г. В системе МВД по указанию Президента РК было создано специальное подразделение по организации работы отделов внутренних дел по защите женщин от насилия. Эти отделы практически сразу с момента появления стали активно сотрудничать с неправительственными женскими организациями. Так, в 2002 году в кризисном центре «Забота» стали дежурить инспектора по защите женщин от насилия; кризисный центр «Подруги» провел специальные двусторонние обучающие тренинги с сотрудниками 54 участковых опорных пунктов Алматы. Но пока это, к сожалению, только сотрудничество милиции и кризисных центров. Как говорит директор «Подруг» Надежда Гладырь: «Если с полицейскими нас очень серьезно поддерживал начальник административной полиции города, полковник А.А. Юрьев, то сегодня у нас пока нет тех людей, на которых мы можем опираться в судах, в прокуратуре».
Один из видов насилия, вопрос о котором крайне остро стоит в Казахстане — это незаконный вывоз женщин и детей за рубеж в качестве рабочей силы, которая на деле оказывается продажей в сексуальное рабство.
Такое явление на международном юридическом языке имеет название трафик. В Казахстане это явление с одной стороны уже стало возмутительно привычным, а с другой на него до сих пор принято закрывать глаза (равно как и на домашнее насилие). Из исследователей трафика в Казахстане необходимо назвать психолога Гульдан Тлегенову, директора Кризисного центра для женщин и детей, а также представительство Международной Организации по Миграции.
Вопрос власти и представительства женщин во властных структурах и на всех уровнях управления — задача еще более сложная. Сами НПО говорят об этом так: не количество важно, а качество. Чтобы улучшить существующее положение женщин, нужно улучшить в первую очередь законодательную систему, а это процесс длительный и непростой. Но все возможно. Чтобы составить гендерно корректный закон, необходимо участие двух полов. Поэтому необходимо присутствие женщин в Парламенте. Во время предвыборной кампании 1998 г. женские организации, объединившись в Коалицию «Женские избирательные инициативы» (переросшую потом в Женский Избирательный Блок), составили открытое письмо кандидатам в Президенты, одним из требований которого была 30-процентная квота для женщин во всех структурах управления. Три года назад при подготовке к выборам в маслихаты Женский Избирательный Блок начал информационную кампанию, разъясняющую населению необходимость представительства женщин среди кандидатов в депутаты.
Делалась попытка составить список наиболее успешных женщин Казахстана, наподобие американского «Списка Эмили», в который входит сто женщин. Цель списка — лоббирование женщин-кандидатов.
Женские НПО тогда говорили: «Мужчинам активного женского нашествия в политику можно не бояться: по результатам социологических исследований, только около 6 процентов женщин хотели бы заниматься политической деятельностью».
Крайне необходима была государственная структура, которая взяла бы на себя задачу улучшать положение женщин в Республике. Существовавший до конца 1998 года Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политики не оправдывал себя, и была необходимость в другой, более мощной структуре.
В итоге целенаправленных действий женских НПО 22 декабря 1998 года Президент Н. А. Назарбаев издал Указ, результатом которого стало образование Национальной Комиссии по делам семьи и женщин как консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан. В ее состав вошли 28 человек — представители научной и культурной общественности, производственных предприятий, малого и среднего бизнеса, государственные служащие.
Аналогичные комиссии были созданы при акимах областей и городов Астана и Алматы. Нацкомиссию возглавила А. Б. Самакова, Министр Республики Казахстан, а областные комиссии поручили заместителям акимов.
Казахстан к тому времени уже ратифицировал конвенцию ООН «О Ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (29 июля 1998 г., одним из последних среди других стран СНГ). Новая комиссия разработала Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан и после утверждения его Правительством направила в качестве официального документа в ООН.
В ООН принято ежегодно подавать отчеты о выполнении этой Конвенции теми странами, которые присоединились к ней. Первый Национальный доклад был подготовлен Казахстаном в 2000 году. Это была совместная работа правительства и НПО, и женские организации считают, что доклад получился достаточно объективным. Однако довольно во многих случаях у НПО и государства возникли разногласия, которые свидетельствуют о фактическом положении женщин в Казахстане.
Об этом Феминистская Лига выпустила книгу «Женщины Казахстана», из которой ясно видны расхождения в цифрах и фактах, таких как коэффициент материнской смертности, число женщин в науке, выплата пособий по рождению ребенка и др.
Из этих расхождений следует вывод, что государство видит положение женщин иначе, чем сами женщины — представительницы НПО (книгу можно найти в Национальной библиотеке и библиотеке Феминистской Лиги).
А первый альтернативный доклад о положении женщин был подготовлен Феминистской Лигой в 1997 году. В том же году Евгения Козырева, президент лиги, представляла его в Нью-Йорке на специальной сессии ООН.
Нацкомиссию женские НПО считают органом-помощником: через него гораздо легче лоббировать свои интересы, чем обращаться напрямую к правительству или Президенту. Так, наконец-то стали разрабатываться проекты законов «О равных правах и возможностях» и «О бытовом насилии».
Однако это длится уже довольно долго, и Комиссия не спешит привлечь подготовленных специалистов из народа. Зато НПО давно сами изучили зарубежный опыт в этой области, и даже сами составили проекты законов по образцу и подобию стран, где ущемление прав женщин — преступление, и наказание него — неизбежно.

В материале использованы:
1. Ю. Зайцев. Права женщин и их защита. Алматы, 2003
2. Отчет о положении женщин. Республика Казахстан, 1997. Алматы, 1997
3. Женщины Казахстана. Алматы, 2000