Напомним, 7 мая 2014 года близ поселка Тартогай в Шиелийском районе около девяти часов утра на автобане Западная Европа – Западный Китай столкнулись пассажирский микроавтобус Mercedes Sprinter, направлявшийся в Южно-Казахстанскую область, и джип Toyota Land Cruiser Prado, который ехал в Кызылорду. В результате ДТП погибли 11 человек, всего же в двух автомобилях в момент аварии находились 19 человек.
– В джипе из Шиелийского района в сторону Кызылорды ехал мой муж, офицер финансовой полиции, – рассказывает Жайдар. – Он был в районе по работе, именно так сказал уезжая, и возвращался домой. В микроавтобусе из Кызылорды к святым местам юга Казахстана ехали паломники. И Берик, и второй водитель погибли на месте аварии, то есть по факту здесь наказывать некого, но это не означает, что правда о том, что там, на дороге, произошло, никому не нужна. Сейчас следствие, которое изрядно затянулось, пытается приписать вину за случившееся обоим водителям поровну. Я и моя семья не согласны с тем, что на Берике есть хотя бы часть ее. Не надо делать из моего мужа “убийцу”, а из погибших паломников “мучеников”!
При помощи профессионального юриста, расспросив десятки свидетелей, по миллиметру изучив место происшествия, Жайдар, как она полагает, восстановила картину ДТП.
– Зато ее так запутало следствие, что не поймешь, намеренно сделано это или нет, – рассказывает официальный представитель Нурмагамбетовой юрист Кудайберген ЖУАНТАЕВ. – Хотя достаточно просто послушать людей, первыми оказавшихся на месте происшествия, чтобы, “разматывая клубок отсюда”, постепенно прийти к истине.
Жуантаев указывает на протокол допроса свидетелей Нуржана и Кожана ОРМАНОВЫХ, которые в то утро ехали на легковой машине по той же трассе по направлению к Кызылорде, как и Берик Нурмагамбетов.
Вот что показывает Нуржан Орманов, бывший за рулем своей автомашины: “Когда я проехал девятнадцатый разъезд и подъезжал к восемнадцатому, меня обогнала машина “Тойота Ланд Крузер”, которая ехала из Шиелийского района, уехала дальше с разрывом в 200 метров в сторону города Кызылорды. Вдруг на расстоянии 200 метров образовалось облако пыли, сквозь которое я увидел тот самый джип, который в это время столкнулся с микроавтобусом белого цвета. Микроавтобус перевернулся на правый бок, я сбавил скорость и поехал по правой части дороги, где шли ремонтные работы, остановился подальше от джипа. Тогда я увидел на другой стороне дороги (не помню госномер) стоявший большой автобус. Перевернутая машина была “Мерседес-Бенц Спринтер”. Когда мы пошли с братишкой Кожаном помочь людям, которые были в перевернутой машине, в этот же момент тронулся с места тот большой автобус и уехал в сторону Шиели…”.
В протоколе о взятии показаний с Кожана Орманова говорится примерно то же самое: “В Шиелийском районе ближе к восемнадцатому разъезду перед нами на расстоянии 200 метров ехал джип, напротив него – автобус красного цвета, я видел, как автобус сначала шел по своей полосе, потом поехал правее, потом джип под номером N 789 HEM попал в аварию, т. е. столкнулся с машиной “Спринтер” белого цвета. Следом мы (с братом. – Авт.) подъехали на место аварии и остановились, чтобы оказать помощь…”.
– Если верить этим показаниям, а это, напомню, показания свидетелей, первыми оказавшихся на месте ДТП, то есть видевших все воочию, по одной стороне дороги двигался Берик Нурмагамбетов на своем джипе, по другую – ехал микроавтобус с паломниками, – рассказывает Жуантаев. – А впереди микроавтобуса – большой автобус, который сначала сдал правее, а потом остановился. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сделать вывод о том, что “Спринтер” пытался обогнать автобус, именно поэтому шофер последнего сдал правее, и во время обгона микроавтобус, вылетев на встречную полосу на большой скорости, около ста километров в час, как показала экспертиза, столкнулся с джипом.
Казалось бы, достаточно найти тот самый автобус, опросить его водителя или пассажиров, если последние в нем были, и узнать все досконально из показаний людей, которые, по сути, оказались в эпицентре событий.
– Вот тут нашла коса на камень, – вздыхает Жайдар. – Автобус найти не составило труда, в нем были и двое шоферов, и пассажиры, но их рассказы настолько разнятся, как будто они описывают не одно и то же происшествие. Один водитель, тот, что был за рулем, говорит, что ехал за 500 метров от “Спринтера”, то есть авария случилась впереди по маршруту, и, достигнув места, на котором случилось ДТП, он аккуратно объехал его по правой рыхлой стороне дороги. И это при том, что трагедия была ужасной, вокруг были разбросаны тела и так далее. Сменный водитель автобуса, не бывший за рулем на время происшествия, припоминает, что “джипу помешал пойти на обгон какой-то КамАЗ”. А братья Ормановы на почти пустой дороге никакого КамАЗа и в глаза не видели.
Жайдар Нурмагамбетова и Кудайберген Жуантаев решили, что хорошо бы поговорить и с пассажирами автобуса, водители которого дают противоречивые показания.
– И тут мы узнаем, что автобус был туристический, ехали на нем на экскурсию в Туркестан школьники из поселка Шаган Сырдарьинского района, – делится информацией Жайдар. – И, получается, все случилось на глазах этих детей. Водители автобуса не упоминают о том, значит, экскурсия была “левая”, не санкционированная районо, и без полицейского сопровождения. И именно поэтому, как мы предполагаем, педагоги уговорили учеников ничего не говорить об аварии. И сами молчат.
– Хотя, кстати, у нас имеется запись неофициального разговора с одним из учителей, это мужчина, – уточняет Жуантаев. – И вот что тот рассказывает: “Я сидел на втором этаже автобуса, как вдруг услышал сильный удар, столкнулись джип и микроавтобус, эти две машины подбросило вверх аж на высоту второго этажа автобуса. Наш водитель, избегая аварии, успел отъехать, этот момент увидели 2–3 ученика. После остановки мы с Алибеком (водитель автобуса. – Авт.) вышли помочь пострадавшим…”.
Выходит, в деле о страшном ДТП еще много недосказанного добрым десятком граждан.
– И только разорвав этот заговор молчания и откровенного вранья некоторых взрослых лиц, опросив подростков с разрешения их родителей, можно делать выводы, – подчеркивает Жайдар Нурмагамбетова. – Конечно, следствию легче, как это есть сейчас, основываясь на полуправде, сказать, что “оба погибших водителя виноваты”, только это неправильно и нехорошо.
Кызылорда