Валютные риски автодорожников
– В строительство автомагистралей в Казахстане вкладывают серьезные бюджетные средства. О некоторых дорогах уже отчитались, как о построенных, а до ума они так и не доведены. В частности, трасса Астана – Павлодар. Хотелось бы узнать, когда она будет полностью готова?
– По трассе Астана – Павлодар в этом году проезд будет. Работы идут. Сейчас самый разгар строительного периода. У нас действительно была проблема на трех участках, где работала иранская компания. К сожалению, в 2015–2016 годах, когда были изменения курса валюты, а контракты были подписаны в тенге, компания не смогла рассчитать свои валютные риски, из-за чего имела определенные проблемы и не смогла работать в необходимом ритме. В течение года мы оказывали содействие, чтобы компания вышла из этой тяжелой ситуации. Однако она все равно не справилась, и мы вынуждены были расторгнуть с ней контракт и заменить строителей. Сегодня те три компании, которые взяли эти участки, достаточно активно работают, и у нас есть уверенность, что в этом году мы проезд дадим. В следующем году обустройство полностью будет завершено.
– Какие компании сейчас там работают?
– Все три – казахстанские. Те, которые на конкурсе заняли вторые места. По закону если компания выиграла, но в силу каких-то обстоятельств не смогла продолжить работу – по качеству, по финансовым проблемам, или обанкротилась, то она уходит, а вместо нее приходят фирмы, которые заняли вторые места в проекте.
– Девальвация сильно ударила по отрасли?
– По дорогам у нас интересная ситуация. Например, “Западная Европа – Западный Китай” – это были валютные займы, но контракты мы подписывали в тенге, и за счет девальвации мы очень большую сумму сэкономили. В дорожной отрасли локализация, то есть местное содержание, составляет более 95 процентов, вся продукция местная – бетон и т. д. Поэтому стоимость дорог в тенге практически не выросла и эскалация цены была минимальная, в районе 15 процентов максимум, хотя курс валюты изменился гораздо больше.
Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек. Фото Владимира БАХУРЕВИЧА
В итоге мы сэкономили большие суммы, смогли договориться с такими банками, как Всемирный банк, Европейский банк, Азиатский банк развития, Исламский банк, который работает в Казахстане на дорогах, и перераспределили сэкономленные средства на новые участки, например, от Капшагая до Бурылбайтала, оттуда до Балхаша, от Бурылбайтала в сторону Тараза. То есть девальвация для дорожной отрасли имела ряд положительных эффектов. Во-первых, была большая экономия. Во-вторых, мы эту экономию смогли распределить на новые участки. Конечно, для многих строительных компаний это был определенный стресс. Но те, которые добросовестно и прозрачно работали, в этой ситуации чувствовали себя нормально.
Транзитные возможности страны
– Программа “Нурлы жол” – это большой список дорог, которые планировалось привести в порядок. На каком этапе их строительство?
– Сегодня мы одновременно реконструируем 4 600 километров автомобильных дорог республиканского значения. Цифра достаточно впечатляющая, так как ежегодно приводили в порядок 2 500 километров, то есть чуть ли не в 2 раза меньше. Мы практически полностью решили вопросы финансирования в центре и на юге страны, из Астаны на Алматы. Со следующего года начнутся работы от Капшагая до Бурылбайтала, дальше до Балхаша, от него – до Караганды. В Павлодар мы в этом году проезд даем, полностью завершаем участок Павлодар – Семей. От Семея в сторону Калбатау дорога тоже завершена будет в этом году. И далее в три направления от Калбатау пойдут новые дороги: это Майкапшагай в сторону Китая, в сторону Усть-Каменогорска, в сторону Алматинской области через Семей, Аягоз, Урджар, то есть через Алакольский регион на Талдыкорган.
До Талдыкоргана из Алматы построена новая бетонная дорога такого же качества, как до Щучинска, и сейчас туда доехать можно за два часа. Причем мы спрямили сложный перевал Аухатты.
Это вообще новая политика, когда мы все опасные участки обходим. Кордайский перевал тоже обошли, в зимний период это достаточно безопасная дорога, а раньше там большое количество ДТП было.
Теперь, что касается дороги на запад. Дорога “Западная Европа – Западный Китай” до Актобе из Алматы через Тараз, Шымкент, Кызылорду в очень хорошем состоянии, она построена и доведена до границы с РФ. Китайская сторона свою часть тоже уже реализовала. Российская должна была провести реконструкцию до Оренбурга, дальше на Стерлитамак, Уфу, Казань. В прошлом году на встрече глав государств эти вопросы обсуждались, и российская сторона сейчас активно работает на этом участке.
От Актобе до Уральска новая дорога, сейчас завершается строительство в направлении Самары, Саратова.
В прошлом году начали трассу между Атырау и Актобе, там она действительно плохая. От Кандыагаша в сторону Актобе в следующем году будут на всем протяжении ремонтные и строительные работы идти. В сторону Астрахани из Атырау тоже плохая дорога, много нареканий. Я знаю, что национальная компания “КазАвтоЖол” сейчас начинает работать на участке от Кигача, это граница от Астрахани в сторону Атырау. От Атырау в сторону Актау дорога в очень хорошем состоянии. В прошлом году мы сдали участок Бейнеу – Шетпе – Жетыбай – Актау. Я сам ее инспектировал, она тоже в хорошем состоянии.
Теперь есть поручение главы государства начать строительство дороги со стороны Жанаозена в сторону Туркменистана. Туркменские коллеги также ведут новую дорогу к границе Казахстана, это будет хороший транзитный коридор.
Также в этом году мы планируем большие работы провести на участке от Бейнеу до Акжигита, это направление на Узбекистан. То есть мы будем иметь транзитные ходы на западе, по центру, по востоку, с юга на север, и наоборот, а также большую инфраструктуру со стороны Китая в направлении России, европейской части. И мы видим, что только по дороге “Западная Европа – Западный Китай” пассажиро- и грузопоток увеличился в два раза, а на некоторых участках – в три. Поэтому результаты программы “Нурлы жол” очевидны – республиканские дороги становятся очень хорошего качества.
МИР акиматам не указ
– А когда будут приведены в нормальное состояние дороги районного уровня?
– Президент в своем Послании озвучил проблему. В международных рейтингах Казахстан из-за качества местных дорог не на самом хорошем месте. Надо признать: состояние республиканских дорог совсем другого уровня и качества.
Чтобы ситуацию переломить, с этого года порядка 150 миллиардов тенге будет ежегодно выделяться на ремонт местных дорог, причем на паритетной основе, это когда 50 процентов – из республиканского бюджета и 50 процентов – из местного.
То есть 75 миллиардов тенге республиканский бюджет в виде трансфертов предоставляет областям, те выделяют примерно такую же сумму, и это позволит до 2025 года более 85 процентов местных дорог привести в хорошее состояние.
– Есть график, когда и какая дорога в каком регионе будет сделана?
– Есть план на трехлетний период. Но мы не имеем возможности акиматам указывать “это делай или то”, потому что они лучше знают и понимают необходимость, срочность, исходя из автомобильных и людских потоков. Они знают, какая дорога в их регионе наиболее важная.
– Что с направлением на Баянаул? Это перспективный курорт, поэтому внимание к нему пристальное.
– Там реконструкция в этом году начинается сразу с двух сторон – со стороны Павлодара и со стороны Караганды. В течение следующего и 2020 года работа будет завершена. Это дорога другого класса, там не будет, конечно, так, как до Караганды или до Павлодара, но будет хорошая – второй-третьей категории.
Вообще приоритеты при строительстве дорог очень важны. Например¸ когда мы реконструировали трассы республиканского значения, в первую очередь для нас были важны транзитные, потому что это большой источник дохода для страны. Когда мы строили дорогу “Западная Европа – Западный Китай”, параллельно решали проблемы межрегионального соединения, создавали вокруг нее огромное количество всевозможных сервисных объектов. То есть реализация инфраструктурной программы дает большой мультипликативный эффект.
Сегодня более 100 тысяч человек единовременно работает на строительстве дорог, это серьезная цифра. А теперь ежегодно будет реконструироваться 4 тысячи километров местных дорог, это дополнительные рабочие места.
Пусть они временные, на 3–4 года, но это достаточно хорошая антикризисная программа.
Платные магистрали – сокращение ДТП
– В Казахстане постепенно вводятся платные дороги. И здесь ситуация немного непонятная. В прошлом году, когда мы въезжали в Боровое, заплатили одну сумму, на выезде пришлось заплатить другую. Почему тарифы меняются в течение дня?
– Больше 200 тенге суммы не бывает. Во-первых, у нас самая дешевая стоимость проезда в километрах для легкового автотранспорта в сравнении с той же Россией. Китайские дороги даже не в разы, а в десятки раз стоят дороже в километрах. Во-вторых, стоимость с 2010 года ни разу не менялась – это примерно один тенге за один километр. Большой разницы не может быть, и если у вас это случилось, возможно, где-то произошла ошибка. Но такие жалобы бывают очень редко. Много различных вопросов приходит и ко мне, и на сайт министерства, и в “КазАвтоЖол”, которые касаются других тем. Например, проезда в час пик.
Летом, если на пункте оплаты создается пробка, автоматически эти ворота открываются и пропускают машины без очереди. Но на выезде все равно въезд приходится оплачивать.
Поэтому сейчас проблем с большими очередями нет. Были проблемы, когда отказывала машина, не принимали какие-то купюры, то новые, то старые. Но это в 2011–2012 годах, сейчас все налажено.
В перспективе будет гибридная система оплаты: там, где нет специальных устройств и датчиков, люди будут оплачивать через банкоматы.
У машин с датчиками (в Европе они устанавливаются на лобовом стекле), будет производиться автоматическое списание номеров и данных о машине, а затем хозяину авто придет счет на оплату. Эта гибридная система у нас будет работать на новых участках. Сегодня это закрытая система на участке Астана – Щучинск.
В этом году три участка еще дополнительно становятся платными. В ноябре планируем ввести систему взимания платы на участках Алматы – Хоргос, Астана – Темиртау и Алматы – Капшагай.
Это новые дороги. Обязательным условием для платности является улучшенное качество дороги после реконструкции, с соответствующим скоростным режимом. На трассе Астана – Боровое скоростной режим не 90 километров, как в целом по стране, а 120–130 километров в час. Вы экономите на топливе. И самое главное: после введения в эксплуатацию этой дороги на ней в два раза сократилось количество аварий, а количество ДТП со смертельным исходом – в 6–8 раз. Потому что нет лобового столкновения. А если столкновения происходят, они уже касательные, нет вылетов в кювет.
АСТАНА