Кризис не выбил из колеи?
Форум “Стратегическое партнерство 1520” собрал участников из 30 стран. И интерес к Казахстану, как обычно, был повышенный. Так уж получилось, что мы находимся между крупнейшими игроками мирового рынка и без нашего участия вести свои международные дела они смогут едва ли. Еще несколько лет назад наши чиновники посчитали, что транзитный потенциал Казахстана оценивается в сумму порядка 2 миллиардов долларов в год. Но используется пока скромно. В прошлом году один из депутатов сообщил, что доля транспортной отрасли в ВВП Казахстана выросла до 15–16 процентов и именно сейчас должна будет интенсивно увеличиваться. Во многом именно благодаря развитию железнодорожных путей. О том, как решаются вопросы развития транспорта, о перспективах и итогах работы за последние годы на форуме рассказал президент АО “НК “Қазақстан темір жолы” Аскар Мамин. Несколько лет назад была поставлена амбициозная задача – к 2020 году увеличить объемы транзитных перевозок через Казахстан в два раза. Войти в число 40 стран с наилучшим логистическим климатом. Но повлияет ли на планы мировой кризис? С этого и начал свое выступление Мамин.
– Несмотря на замедление темпов экономического роста, страны Евразийского региона развивают ряд стратегических инициатив по поиску путей экономического роста и создания благоприятных условий торговли в регионе, – сказал Аскар Мамин.
Но какие конкретные шаги сделаны Казахстаном?
– За последние 6 лет было построено 1 700 километров новых железнодорожных линий, – сообщил Аскар Мамин. – В Казахстане на государственном уровне придается большое значение реализации транзитного потенциала и становлению страны как Евразийского логистического хаба. Казахстан сформировал оптимальную конфигурацию железных дорог, позволяющую предоставлять эффективные транспортные решения в глобальных логистических цепочках в направлениях Китай – Европа, Север – Юг и на Транскаспийском маршруте.
Китайский вектор
Повышенный интерес Китая к тому, как развиваются железные дороги в Казахстане, понятен. По экспертным оценкам, к 2020 году ожидается рост в 1,5 раза объема торговли между Китаем и Европой, что составит 1,2 триллиона долларов. Для сравнения: в 2014 году товарооборот составлял 811 миллиардов долларов. И транзитная логистическая составляющая в этих цифрах значительная.
– Наши планы – увеличить к 2020 году транзитный контейнерный поток в сообщении Китай – Европа – Китай в 16 раз с существующих 47,4 тысячи ДФЭ до 800 тысяч ДФЭ, – сообщил Аскар Мамин.
Но вопрос не только в строительстве железнодорожных путей, но и развитии инфраструктуры.
Компания уже имеет терминал в китайском порту Ляньюньган. Когда его запускали, было очевидно, что объем перевозок вырастет в разы. И свежая статистика это подтвердила.
– В 2016 году по территории Казахстана в направлении КНР – ЕС – КНР будет перевезено 100 тысяч контейнеров, что в 2 раза превосходит годовой объем 2015 года, – сообщил Аскар Мамин.
По итогам четырех месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем перевозок вырос в 2,5 раза.
По словам Мамина, “рост спроса на сервис скоростных контейнерных поездов на маршруте КНР – Европа – КНР обеспечен активной работой АО “НК “ҚТЖ” по привлечению грузопотоков с китайскими железными дорогами и основными грузообразующими провинциями Китая.
– В 2014 году создана новая платформа по оказанию унифицированного контейнерного сервиса на евразийском рынке транспортных услуг – Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК), – сообщил президент АО “НК “Қазақстан темір жолы”. – Единые принципы ценовой политики, технологии и стандарты транспортно-логистических услуг, на которых будет осуществляться деятельность ОТЛК, будут способствовать решению задачи по увеличению контейнерного грузопотока в сообщении Китай – Европа – Китай до 800 тысяч ДФЭ к 2020 году.
Но Китай – не единственный стратегический партнер. Все больше внимания в последние годы привлекают страны Персидского залива, а именно: Иран.
Иранский потенциал
Товарооборот между Казахстаном и Ираном в 2015 году составил 650 миллионов долларов. Но эти цифры могут вырасти в разы. Снятие санкций с Ирана в начале этого года эксперты называли началом новой эпохи. Но, чтобы увеличить товарооборот, нужна опять же налаженная транспортная система.
ҚТЖ проводит активную работу по привлечению грузов, активному использованию новой линии Казахстан – Туркменистан – Иран. Рассматривается возможность совместного строительства терминального комплекса в порту Бендер-Аббас и объектов инфраструктуры по принципу сухого порта вблизи станции Инче-Бурун, находящейся на границе Туркменистана и Ирана.
Данные терминальные проекты будут направлены на формирование логистических цепочек поставок и создание точек консолидации для транзитных и экспортных грузопотоков в портах Персидского залива.
– Новая логистическая инфраструктура позволяет усилить интеграцию не только Казахстана, но и всех стран колеи 1520 с Китаем, Европой, Ираном и странами Персидского залива для повышения конкурентоспособности трансконтинентальных маршрутов с альтернативными морскими, – подчеркнул Мамин.
– Наряду с развитием инфраструктуры компания придает большое значение развитию логистических компетенций и расширению линейки предоставляемых услуг, работе с государственными органами по ускорению процессов пересечения границ, снижению нефизических барьеров, – подытожил свое выступление глава ҚТЖ.