Парадокс, но при «упакованности» внешней, цивилизация наша страдает от дефицита железа в организмах человеческих.
По данным Всемирной организации здравоохранения, это от 4 до 5 миллиардов человек, или 66-80 процентов населения планеты.
Страшно видеть, как болеет ребенок. Ужасно, когда болезнь эта вызвана …прогрессом. Вернее, экологией, нарушенной в результате ненормальной активности людей, полагающих, что они вершат этот самый прогресс. По данным ВОЗ, 80 процентов заболеваний казахстанцев вызваны именно неблагоприятным состоянием окружающей среды.
Мы, одержимые скорейшим обогащением, немало потрудились, чтобы угробить собственные воздух, воду, землю. Компании-отравители используют нашу природу цинично и беззастенчиво. О том, что с ней будет дальше, никто не думает: ни иноземные инвесторы, ни собственные капиталисты.
Экологические чиновники, дабы сохранить лицо, время от времени грозят им жалким штрафом, но промышленники лишь усмехаются. К чему устанавливать дорогостоящие фильтры и очистные сооружения, когда можно качать прибыль и так, заплатив смехотворный штраф?
Никаких других мер к тем, кто по большому счету ставит под нешуточную угрозу здоровье нации и ее генофонд, у нас в стране законодательно не предусмотрено.
Меж тем все новые роженицы пополняют страшную статистику материнской смертности — в Казахстане ее уровень составляет 75,3 случая на 100000 родившихся живых младенцев, а, к примеру, в США — 8,0. По приблизительным оценкам медиков (ведь есть населенные пункты, где попросту не ступала их нога), только около 11 процентов наших женщин можно назвать относительно здоровыми. И потомство они, если вообще к этому способны, производят на свет соответствующее. На каждую тысячу родившихся в Казахстане детей — приходится 30 младенцев с различными патологиями.
Анемия — бич слаборазвитых стран. В крови не хватает железа, что вызывает замедление роста, физическую и умственную отсталость, понижение иммунитета, высыхание кожи, ломкость ногтей, общую усталость, потерю аппетита и т.д. Если ребенок в первые годы жизни недополучает железа, это может привести и к необратимым изменениям нервной системы. Тормозится развитие, снижается интеллект. И уже потом никакими супервитаминами этого не исправить. Как утверждают медики, традиционно основная группа риска — женщины репродуктивного возраста и дети до 5 лет.
Одна из классических причин возникновения железодефицитной анемии — плохое питание. Скудный рацион, увы, привычен многим нашим семьям, где мясо бывает на столе только по праздникам, а обычное меню каждого дня — чай с лепешкой.
По данным Агентства РК по статистике, сегодня шесть областей республики входят в группу с высоким уровнем бедности — причем высокоразвитые с точки зрения производства валового регионального продукта, такие как Атырауская, Мангистауская. Именно в этих областях наблюдается максимальный уровень бедности, в частности, в Атырауской области в прошлом году уровень бедности составил 29,1 процента.
А в Мангистауской бедствует 47 процентов населения. Высок уровень бедности в городах Кызылординской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей, где число граждан, в буквальном смысле перебивающихся с хлеба на воду, составляет 41 процент. Нищета царит во многих селах, а рожают здесь все-таки чаще, чем в городах. Рожают, но — кого! Все больше младенцевпоявляется на свет с патологиями, ведущими к инвалидности — 220 из каждой тысячи. За 10 лет число детей с задержками развития увеличилось в 22 раза.
Дефицит железа — самое распространенное из множества болезненных состояний, о причине которых даже очень грамотный человек не имеет представления. Как правило, списывается все на чрезмерные нагрузки, стрессы. Из тех 4-5 миллиардов человек, кто испытывает эту проблему, почти 2 миллиарда больны железодефицитной анемией, что куда серьезнее. По данным ВОЗ, такой диагноз имеют 33 процента женщин репродуктивного возраста, 49 процентов всех младенцев и 26 — всех детей в возрасте от года до шести лет.
Железодефицитная анемия или малокровие — и причина, и следствие многих заболеваний. Из-за нее снижается иммунитет, обостряется течение болезней, растет материнская и детская смертность, увеличивается число младенцев с врожденными отклонениями в здоровье. В странах с неэффективной системой медицинской помощи показатель заболеваний железодефицитной анемией среди детей достигает 90 процентов. У нас подобной статистики не ведется.
Железо является составной частью многих ферментов и белков тела, участвует в синтезе гемоглобина и ДНК, являясь основным «сырьем», присутствует во всех окислительно-восстановительных реакциях, участвует в подавлении иммунной системой болезнетворных бактерий и вирусов, в обмене холестерина, способствует детоксикации отравляющих веществ печени и т.д.
— Главными причинами глобального распространения железодифицита является несовершенство традиционных методов его профилактики, основанных на использовании фармацевтических препаратов (железосодержащие таблетки и инъекции плохо усваиваются и вызывают побочные негативные явления), неосведомленность населения о причинах и следствиях дефицита железа, низкий уровень жизни. Эти причины вынуждают людей отказываться от приема в профилактических целях препаратов, зачастую из-за их недоступности. Начинают же прием препаратов только вынужденно, когда болезнь достигает острой стадии, — говорит врач Марат Ильясов.
Медики помнят неудачный опыт в Приаралье, когда людям бесплатно раздавали таблетки, содержащие железо, а их просто-напросто выбрасывали, потому что при приеме возникала тошнота, раздражение слизистых тканей. Получается, что решить проблему железодефицита при наличии высокого уровня бедности возможно при двух условиях:
1. Все и каждый осведомлены о причинах и следствиях дефицита железа настолько, что осознанно и добровольно сделали выбор в пользу его систематической профилактики.
2. Средство для массовой профилактики дефицита железа обладает высокой всасываемостью в кровь и лечебной эффективностью, находится в виде, удобном для употребления без помощи медицинского персонала, доступно по цене и не имеет противопоказаний и негативных побочных явлений.
У нас существовал проект, полностью соответствующий второму пункту и даже подкрепленный постановлением правительства. Речь об обогащении железом муки. Технология проста — 150 граммов добавки железа, цинка и фолиевой кислоты — а именно они активно участвуют в кровотворении — на одну тонну муки совершенно не влияют на ее качество.
Лепешки в дальних аулах, пирожные в больших городах остаются такими же по вкусу, но совершенно иными по содержанию. Планировалось, что уже в 2005 году на прилавках появится такая мука, а к концу 2006-го абсолютно вся мука в стране станет целебной. Увы, план так и остался лишь на бумаге. А тем временем в 80 странах мира, осознавших серьезность «железной угрозы» для нации, разработаны и действуют государственные программы по борьбе с железодефицитом.
Само собой, это возможно лишь при понимании актуальности проблемы.
По информации тех же экспертов ВОЗ, число страдающих от железодефицита в Казахстане — порядка 5 миллионов человек.
Цифра, заставляющая задуматься, не правда ли?