Столь щекотливая ситуация создалась после распада СССР. Реки Большой и Малый Узень, протекающие в южных районах области, в летний период подпитывались водой из Волги. В советские годы была создана специальная система по перекачке и подаче воды в Казахстан. После обретения странами СНГ независимости РФ установила свой тариф: стоимость услуг по подаче одного кубического метра волжской воды Саратовским каналом составляет 3,3 рубля.
Ежегодно ЗКО покупает 107 миллионов кубометров воды. Из республиканского бюджета выделяется свыше одного миллиарда тенге для решения этого вопроса стратегической важности.
В бассейне рек Большой и Малый Узень – несколько районов области, где проживают десятки тысяч людей. Основной объем получаемой воды идет на водопой скота и обеспечение его кормами, орошение пастбищ и полей. Но, как отмечают местные жители, несмотря на солидные объемы покупаемой воды, ее все равно не хватает, и люди вынуждены экономить.
Находиться в вечной зависимости от кого-то не совсем правильно, тем более что потребности России также растут, и в один прекрасный день она может просто отказаться продавать нам воду, сославшись на ее нехватку у себя. Поэтому местные чиновники начали искать альтернативу. Можно, сказали они, перебросить воду в Узени из реки Урал по Кирово-Чижинскому каналу. Но беда в том, что канал этот старый, ему больше 40 лет, он никогда не ремонтировался, да еще и не доходит до Узеней.
После многочисленных заседаний на разных уровнях было решено провести реконструкцию, расширить его и удлинить. Не последнюю роль в решении этого вопроса сыграли депутаты от ЗКО, заседающие в парламенте страны.
– Мы от России получали 100 миллионов кубов воды за 1 миллиард 300 миллионов тенге. Если мы этот канал пробьем, сделаем свой, тогда сможем получать 50 миллионов кубов, то есть в 2 раза меньше. Цена вопроса где-то 4 миллиарда тенге. Если сделаем этот канал, то, значит, мы ежегодно будем экономить где-то около миллиарда тенге, – заявлял в свое время депутат сената парламента РК Ерболат МУКАЕВ.
Проект был разделен на четыре этапа. Но на первом же этапе часть выделенных денег пропала.
Подрядная организация из Усть-Каменогорска, выигравшая тендер, даже представления не имела, что собой представляют эти самые заросшие и заброшенные каналы посреди казахской степи, куда и проехать не так просто. На ремонт 46 километров было выделено порядка 1 миллиарда тенге. Работы начались в 2011 году и должны были быть закончены в 2012-м, но всё затянулось до 2014 года. Пока органы не арестовали руководителя подрядной компании ТОО “ПодВодСтрой” Дмитрия Якунина.
Оказалось, часть работ не была выполнена, а деньги похищены. Затем судом он был признан виновным в хищении бюджетных средств и получил наказание.
Об этой истории чиновники особо распространяться не любят, хотя за три года могли бы проконтролировать ситуацию, да и невооруженным глазом было видно, что подрядчик особо не напрягается.
С тех пор власти ищут очередного подрядчика, который возьмется дальше заниматься реконструкцией канала. Главная задача – как можно быстрее снизить зависимость от российских поставок. Тем более что по ту сторону границы начали строить собственные каналы.
Реконструкция Кирово-Чижинского водного пути протяженностью 180 километров позволит обеспечить водой жителей 17 сел Казталовского, Акжайыкского, Таскалинского и Жангалинского районов. В каждом районе свыше 40 тысяч гектаров земли будут поливаться водой из него.
Что даст возможность для развития животноводства, растениеводства, также решит вопрос кормопроизводства, не говоря уже об обеспечении населения районов питьевой водой. Однако работы по реконструкции, несмотря на принимаемые меры, скорее всего, при лучшем раскладе событий затянутся еще на несколько лет. Кроме этого, говорить, что запуск Кирово-Чижинского канала решит все проблемы с обеспечением водой районов области, преждевременно. Подавать воду из Урала в него можно будет в основном в весенний период, когда происходит большой сброс воды в Урал из Ириклинского водохранилища, что в Оренбургской области. В остальное время река сама испытывает дефицит воды, она никогда не относилась к категории полноводных. Поэтому острый вопрос обеспечения населения ЗКО водой все еще остается на повестке дня.
Уральск