Жалуемся по инструкции! - Караван
  • $ 493.85
  • 519.04
0 °C
Алматы
2024 Год
15 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жалуемся по инструкции!

Жалуемся по инструкции!

Нет, наверное, ни одного водителя, которого бы хоть раз да не остановил дорожный полицейский. И нет, наверное, ни одного, который бы хоть раз да не считал, что остановили его напрасно и дорожный инспектор превысил полномочия. Как правило, в такой ситуации казахстанские водители предпочитают “откупаться”. Но с беспределом можно бороться законными методами! И для этого надо знать несколько правил.

  • 7 Ноября 2008
  • 1303
Фото - Caravan.kz

Правило первое. Остановка по требованию

Вот едете вы вроде спокойно, правила не нарушаете, но инспектор указывает жезлом на ваш автомобиль – и вы обязаны ему подчиниться.

В этом случае надо знать, что просто так вас сотрудник дорожной полиции остановить не может, для этого нужны основания. Одним из самых распространенных поводов для остановки является проверка документов. Но инспекторы часто “забывают”, что проверка документов может проводиться только на стационарных постах!

Оснований же для остановки автомобиля всего семь, и все они оговорены в инструкции по организации работы дорожно-патрульной службы дорожной полиции, утвержденной приказом № 789 Министра внутренних дел. Беспричинно останавливать транспортные средства запрещается, поэтому в случае остановки сотрудник УДП обязан сам подойти к автомобилю, представиться, назвать должность и специальное звание и сообщить причину, по которой он вас остановил, – это если по инструкции.

Правда, в реальной жизни дорожные полицейские сами не всегда вспоминают про инструкцию. Даже тогда, когда дело доходит до оформления протокола.

Правило второе. Пункт протокола

Нередко сотрудник дорожной полиции даже не удосуживается сообщить, за какое же правонарушение он оформляет протокол. Просто после заполнения указывает в протоколе графу и говорит водителю: “Распишитесь”.

И большинство водителей ставит подпись, даже не прочитав того, что написал инспектор. А ведь так можно допустить ошибку, которую потом будет очень трудно, если вообще возможно, исправить.

В редакцию часто обращаются водители с вопросом: “Как в суде доказать, что я не нарушал правила дорожного движения?”. И чаще всего помочь уже невозможно, поскольку они расписались в протоколе, а значит, согласились со всем, что там написано, прямо на месте совершения правонарушения. Поэтому необходимо внимательно изучить содержание протокола перед подписанием.

Итак, если инспектор составил протокол, а вы с ним не согласны и считаете, что все было не так, то должны тут же на отдельных листах в двух экземплярах написать вашу версию происшедшего, а в протоколе в графе “Объяснения физического (юридического) лица” сделать отметку, что объяснение прилагается на отдельном листе. Один экземпляр объяснения остается у водителя. Инспектор же обязан расписаться и сделать отметку, что получил второй экземпляр.

Далее идет графа “С протоколом ознакомлен, копию получил. Права и обязанности, указанные в статье 584 КоАП РК, мне разъяснены, место и время рассмотрения объявлены”. В случае если сотрудник дорожной полиции не стал себя затруднять разъяснениями, то смело пишите, что права не разъяснены и с правонарушением не согласны. В следующей графе протокола “Защитник, переводчик нужен, не нужен” пишите: “Да, прошу предоставить защитника в соответствии со статьей 589 КоАП РК”.

Правило третье. Меры предосторожности

Некоторые инспекторы, не спросив водителя о том, признает он факт нарушения правил дорожного движения или не признает, начинают выписывать квитанцию о взыскании штрафа на месте совершения правонарушения. Если сумма или причина, указанная в квитанции, не устраивает, то имеете полное право не ставить свою подпись. В таком случае попросите составить протокол.

Если сотрудник УДП составляет одновременно протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении с наложением штрафа, то в протоколе оставьте свои записи в графе “Объяснения”, а постановление не подписывайте. В объяснении напишите, что просите рассмотреть дело в суде.

Если же оформляется протокол о правонарушении, за которое предусматривается лишение прав, то обязательно требуйте временное водительское удостоверение. В случае, если инспектор не выдал “временник”, поставьте отметку “не получил” в соответствующей графе протокола.

И еще несколько моментов, о которых нельзя забывать. Если есть свидетели, обязательно занесите их данные в протокол. Если инспектор откажет в этом, то все данные о свидетелях напишите в объяснении. Не подписывайтесь там, где что-то не ясно, если написано неразборчиво, попросите инспектора подправить текст, чтобы все было понятно. Делайте все обдуманно, поскольку потом ошибку будет трудно исправить. И обязательно возьмите копию протокола!

Правило четвертое. Точно по инструкции

И если инспектор действительно остановил водителя, который ничего не нарушал, то данных действий хватит, чтобы умерить его рвение. Но встречаются более крепкие орешки – они, встретив юридически подкованного водителя, начинают придираться: мол, пиши не пиши, а все равно тебя накажем. Но и на таких есть управа.

Согласно еще одной инструкции о порядке приема жалоб граждан по фактам неправомерных действий сотрудников дорожной полиции, утвержденной приказом № 411 министра внутренних дел, каждый инспектор обязан иметь при себе бланки для жалоб утвержденной формы и – цитируем: “Беспрепятственно выдать гражданину бланк жалобы и принять его после его заполнения, вручив заявителю талон о его приеме”.

Правда, стоит отметить, что мало кто видел подобные бланки, поскольку пункты и этой инструкции далеко не всегда выполняются дорожными полицейскими.

Но если нет бланка, то жалобу можно написать в произвольной форме. Главное – не забыть в протоколе сделать отметку, что к нему прилагается еще и жалоба на неправомерные действия инспектора.

Правило пятое. Пожалуйте жаловаться!

Собственно, это все, что необходимо сделать водителю в момент его остановки инспектором. На этом можно попрощаться с ним, сесть за руль и отправляться дальше по своим делам.

Хотя совсем не лишним будет проехать тут же в городское или областное управление дорожной полиции. Если уж решили доказывать неправоту инспектора, то надо идти до конца. Жалобу, теперь уже на бланке установленного образца, лучше оставить в самом УДП. Прием жалоб должен производиться круглосуточно, зачастую в УДП или на стационарных постах стоит специальный ящик с надписью “Для жалоб”.

Согласно инструкции, все поступившие устные и письменные жалобы незамедлительно проверяются ответственным по УДП, и результаты их рассмотрения по окончании работы докладываются руководству УДП.

В некоторых случаях по согласованию с руководством УДП к проверке могут привлекаться сотрудники внутренней безопасности и оперативных служб органов внутренних дел. Ответ на жалобу должен быть предоставлен в течение 15 дней.

К сожалению, чаще всего водители просто машут рукой: все равно, мол, никого не накажут! Но, как показывает практика, порой жалобы действуют на инспекторов отрезвляюще. Может, он и не будет уволен, но манера общаться с гражданами после нескольких проверок службой собственной безопасности заметно улучшится.

А ведь нам именно это и нужно?

* * *

Пункт 83 инструкции по организации работы дорожно-патрульной службы дорожной полиции органов внутренних дел.

Основанием для остановки транспортных средств являются:

1) визуально определимое или с использованием средств измерения нарушение ПДД;

2) наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения или преступления;

3) нахождение аналогичного по цвету и марке автомобиля в розыске, а также данные об использовании транспортного средства в противоправных целях;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

5) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения (например, водителей просят прижаться к обочине, когда едет кортеж);

6) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

7) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз – только на стационарных постах дорожной полиции и контрольно-пропускных пунктах.

Вот так должен выглядеть бланк ЖАЛОБЫ установленного образца:

СЕРИЯ___ N___ КОРЕШОК К ЖАЛОБЕ

Ф.И.О. заявителя____________________________________________________

Место жительства _________________________ тел. _____________________

Дата “____”_______________ 2008 г. время______________________________

Ф.И.О. должность и подпись принявшего заявление __________________

Кому передано для исполнения______________________________________

линия отрыва_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Начальнику УДП ГУВД (УВД)

________________области (города)

Ф.И.О. заявителя____________________________________________________

адрес___________тел. ___________

Серия______ N____ Жалоба

подробная фабула указываемых фактов

Дата ________________ __________

Подпись

линия отрыва_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Серия_______N______ Отрывной талон к жалобе (выдается заявителю)

Ф.И.О., должность, нагрудный знак сотрудника, принявшего жалобу

_____________________________________________________________________

Дата ________________ подпись __________________

Анна ПАВЛОВА