Зерновой пул - есть идея - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+23 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зерновой пул - есть идея

Зерновой пул - есть идея

Два не связанных между собой напрямую, но идущих одновременно процесса - снижение цен на казахстанское зерно и мощный рывок в реализации проекта Таможенного союза - могут подтолкнуть к жизни еще одну идею. Речь идет о создании зернового пула между Казахстаном, Россией и Украиной.

  • 28 Сентября 2009
  • 1817
Фото - Caravan.kz

Хотя Украина не принадлежит к странам-членам Таможенного союза, но развитие этой структуры, что показала прошедшая на прошлой неделе конференция в Алматы, демонстрирует перспективность и выгодность экономически мотивированных объединений постсоветских стран. А снижение цен на наше зерно заставляет задуматься о том, что в рамках зернового пула Казахстан и его союзники могли бы влиять на динамику ценообразования на мировом рынке. Как никак, но четверть мирового производства зерна приходится на наши три страны, Украину, Казахстан и Россию (для сравнения, уровень США в мировом производстве сегодня — 20%).
А амбиции у каждой из стран еще выше. Казахстан заявляет о возможности нарастить экспорт до 10 млн. тонн, Украина до 40 млн. с общей урожайностью зерновых в 80 млн., в России в этом году валовой сбор ожидают в размере 90 млн., с приличным ростом экспортного потенциала.
Впервые идея создать такой пул прозвучала в июне в Санкт-Петербурге, на Всемирном зерновом конгрессе. Руководители делегаций трех стран тогда подтвердили общую заинтересованность движения в данном направлении. Казахстанские представители тогда и позже в своих комментариях высказывали надежду, что такого рода пул может сложиться уже к концу этого или к началу следующего года.
Смысл его в том, что зерновой пул — сложение конкурентных преимуществ трех стран в общих интересах. Причем в силу объективных причин, между собой конкурировать они не должны: специализация зерновых хозяйств у каждой из стран несколько иная, чем у остальных. Так, в Казахстане выращивается продовольственная пшеница высоких сортов, в России в основном зерно несколько более низкого класса, а на Украине производят фуражное зерно.
Хотя прямой конкуренции между нашими странами нет, но все же на высоко конкурентном рынке, каковым является сегодня мировой рынок зерна, полезнее выступать с общих позиций, а не «толкаться локтями». Каждый из трех участников может найти свои плюсы в зерновом пуле. Каковы они для Казахстана?
Не является секретом, что одной из проблем республики в экспорте зерна является отсутствие отлаженной экспортной инфраструктуры. Страна сильно удалена от открытых морских портов, что существенно удорожает экспорт и ухудшает конкурентные преимущества. Поэтому совместное развитие экспортной инфрастуктуры в направлении Черноморского бассейна — большое благо для зерновых планов Казахстана.
Как и для Украины, у которой выход к морю есть, но погрузочные мощности в портах недостаточны, да и сильно обветшали со времен СССР. «Совместное строительство этих мощностей пойдет на пользу всем. Плюс, совершенно очевидная выгода от схемы взаимозамещения зерна, потому, что содержание и распределение зерна по необъятным просторам наших стран — очень дорогостоящие процедуры», — заметил один из экспертов «Евразийского банка развития», комментируя недавно этот проект. А совместная работа на общих рынках позволит не допускать спекулятивных скачков цен, и сделает весь процесс прозрачным и прогнозируемым. Что, в итоге, заметно повысит инвестиционную привлекательность зернового хозяйства каждой из трех стран.
Кстати, зерновой пул дает возможности развивать не только экспорт зерна, но и муки, по внешним поставкам которой Казахстан уже вышел на первое место в мире. А это — рост экспорта товара с высокой добавленной стоимостью, над чем все годы независимости «бьются» казахстанские власти и экономисты.
Возможные опасения о том, что зерновой пул трех стран станет своего рода картелем, который будет диктовать цены на мировом рынке, эксперты не воспринимают всерьез: контроля над четвертью объема мирового рынка для этого недостаточно. Речь будет идти, в первую очередь, о совместном развитии и использовании инфраструктуры.