Зерно, нефть, новый срок - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+25 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зерно, нефть, новый срок

Зерно, нефть, новый срок

"Отболела" тема национального здоровья, - накатила, как трактор, аграрная тема. А все потому, что жить в Казахстане, и не говорить осенью об урожае, - невозможно. Ни по экономическим, ни по политическим, ни по чисто житейским понятиям.

  • 27 Сентября 2002
  • 742
Фото - Caravan.kz

Наша республика, несмотря на всю свою нынешнюю углеводородность, в первую очередь, — сельскохозяйственная страна. И, хотя сельское население у нас за годы независимости и уменьшилось, все равно именно урожайные успехи и неудач каждый год определяют достаток большинства казахстанцев.
Не случайно поэтому, ближайшие три года глава государства уже назвал годами подъема аула. Не случайно поэтому, в правительстве уже разработан проект Государственной агропродовольственной программы на 2003-2005 годы. Но это, пока все — прожекты… Сейчас же, давайте поговорим о cовершенно конкретных вещах. А именно, об урожае — 2002, и его последствиях.
Какой век на дворе, а?
Караван.kz в последние недели подробно освещает ход «битвы за урожай» (чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть архив нашего издания только за сентябрь С.В.). Поэтому, не буду повторяться, и лишь отмечу, что, в целом, картина со сбором урожая зерновых в Казахстане, который уже год, выглядит более чем привлекательной. При этом, на этот раз речь идет, чуть не о паре десятков миллионов тонн. А некоторые эксперты уже сегодня говорят о том, что нынешний урожай будет рекордным.
И это, честно говоря, пугает. Слишком уж, большую цену могут заплатить за подобный «кризис перепроизводства» казахстанские крестьяне. И все потому, что качество и цена зерна, а также условия его хранения, — все больше напоминают, нет, даже не дореволюционную российскую империю, а какие-то средние века, — с полунатуральным хозяйством и латифундистами — кровопийцами.
Судите сами, твердые сорта пшеницы в республике, в силу особенностей почвы и климатических условий, повсеместно вырастить невозможно. Прибавьте к этому тот факт, что урожай зерновых ныне дают тысячи и тысячи мелких фермеров, которым после ликвидации совхозов и колхозов вместо техники остались дырки от бублика. И вы поймете, что о качестве зерна, и, соответственно, о его цене можно говорить только в сослагательном наклонении. А ведь есть еще и серьезные проблемы хранения пшеницы…
Что не волнует правительство
В Астане же сегодня больше любят поговорить о перспективах продажи казахстанского зерна за рубеж. Мол, урожай мы собирали и сохраняли всегда: и в советское время, и в годы независимости. Ну, а потери…, — они тоже были «всегда». Недаром же, специалисты испокон веку, называли Казахстан — «зоной рискованного земледелия». Другое дело, что ныне наша республика стала регионом слишком уж рискованного земледелия. Особенно, для самих земледельцев.
Но это не сильно волнует правительственных мужей. Как и не печалит их и тот факт, что количество перекупщиков зерна растет в республике с каждым годом. Не волнует их также и маловразумительная политика своего главного помощника на зерновом рынке — Продкорпорации.
При этом то, что перекупщики приобретают зерно у фермеров, запутавшихся в своих кредитных долгах, по бросовым ценам, — это еще полбеды. Вторая половина «урожайного» бедствия заключается в том, что который уже год крестьянское зерно попросту разворовывают. И совсем не без помощи чиновников, все так же наивно полагающих, что «государство это — они»…
Интересно, что на фоне рассуждений государственных мужей о перспективах экспорта родного зерна, сегодня мало кто из ответственных работников задумывается о том, что дальнейшее падение качества казахстанского зерна может привести к глобальной деградации всей зерновой отрасли. Я уж, не говорю о том, что многие фермеры, как раз в годы официального подъема аула попросту перестанут засеивать зерно, и займутся выращиванием, более экономически выгодных, растений. Тех самых, которые так любят выращивать наши южные соседи…
Как рассказать правду — матку
Совсем скоро руководство нашей республики отправится по селам и полям, — с целью самолично убедиться в том, что казахстанский урожай не только созрел, но и убирается. Подобные осенние визиты происходят с незапамятных советских времен. И сегодня они имеют отчасти ритуальное значение.
Впрочем, такие поездки — это единственный шанс у простых крестьян сказать обо всем, что наболело, напрямую лидерам государства. Фермерам бы только прорваться через плотное кольцо чиновников, никогда не снимающих пиджаки, но подозрительно хорошо разбирающихся в экономике и законодательстве сельского хозяйства.
В этой ситуации, остается только пожелать селянам удачи.
В оборот берет Минфин
На этой неделе рабочая группа комитета Мажлиса РК по экономической реформе и региональному развитию рассмотрела новопредставленный проект закона республики «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов».
А самое интересное в том действии было то, что представлял его депутатам новоявленный министр финансов Зейнулла Какимжанов. Почему, именно Минфин у нас занимается разработкой законов, регулирующих производство и оборот нефтепродуктов, а не, к примеру, ведомство г-на Школьника (министерство энергетики и минеральных ресурсов), — осталось тайной. В этой связи, слухи о грядущей реинкарнации в столице Министерства нефтяной промышленности, — не кажутся таким уж фантастическими.
Возвращаясь же к самому законопроекту, отмечу, что выступающий от имени головного разработчика подчеркнул, что документ направлен на стабилизацию цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Как вы понимаете, речь идет именно о внутреннем рынке. Потому что на «внешний» рынок нефтепродуктов наши добытчики влиять никак не могут. И он, кстати, на нас тоже вяло влияет. Ведь казахстанские «фирмачи» так любят продавать нефть в оффшорные зоны по смехотворной цене…
Министра Какимжанова, при написании данного проекта, очень волновал тот факт, что на сегодняшний день, только по официальным прикидкам, объем «теневого» оборота нефти на территории республики достигает цифры почти 400 тысяч тонн. А такое количество нефти, как вы понимаете, на дороге не валяется. Да и не Чечня мы, чтобы утыкать всю страну махусенькими нефтеперерабатывающими заводиками, состоящими из одной железнодорожной цистерны, вкопанной в землю.
Главные же «фишки» законопроекта это:
а) организация комплексной системы производства и оборота нефтепродуктов;
б) введение единой базы данных с использованием декларации производства и оборота нп;
в) осуществление мониторинга нефтеперерабатывающих заводов баз нефтепродуктов;
г) введение системы сертификации, в частности для АЗС стационарного типа
и проч.
В целом, мажлисменам понравилось желание минфиновцев усилить государственный контроль за нефтепереработчиками и нефтепродавцами. И неважно, что с помощью мониторингов и единых баз данных правительство сможет отслеживать только то, о чем ему захотят рассказать нефтепереработчики.
Важно другое. А именно, — исполнительная власть официально показала углеводородным воротилам: на внутреннем рынке своеволия не дозволим! А, что вы будете делать на внешнем, — нам по барабану, делайте, что хотите!..
Проглотили, поперхнулись
В ходе своего недавнего выступления в прямом эфире двух национальных телеканалов, глава государства Нурсултан Назарбаев недвусмысленно дал понять, что готов отработать еще один президентский срок.
Шок, который при этом испытали, как оппозиция, так и часть окружения президента, — не поддается описанию. Говорят, что пребывающие ныне заокеанским рубежом борцы «за казахстанскую демократию», вообще, проглотили языки от возмущения дня на два. И не отвечали на яростные звонки и e-mail-ы своих соратников с евразийиского континента. Не легче пришлось и многим власть имущим в Астане и других крупных городах республики. Ведь каждый из них, уже не раз и не два, примерял к себе ту или иную должность, о которой он втайне мечтал, и, которую надеялся занять при новом руководителе страны.
Я уж, не говорю о реакции тех столичных топ-менеджеров, которых народная (и самая верная!) молва уже записала в «президенты РК № 2». Рассказывают, что на них в эти дни просто больно смотреть. Столько, красиво расписанных, планов рухнуло!..
Почему же глава государства выбрал именно сентябрь 2002 года для подобного заявления? Ведь до очередных президентских выборов времени еще, — ого-го! Да и внешне, официально, никаких поводов для проявления публичной решимости оставаться у власти еще на один срок, у президента страны не было.
Скорее всего, данное заявление — это очередное «прощупывание» политической почвы на республиканском Олимпе. Так сказать, «искусственная стимуляция» борьбы за власть. Ведь, когда все время думаешь о ней, невозможно удержаться от желания решить все одним махом. Поэтому, в скором времени можно ожидать: новых «криков и воплей» от олигархической оппозиции; суровой чистки правительственных рядов; и мощный галдеж за рубежом, исходящий от нашенских «демократов поневоле». Это с одной стороны.
С другой стороны, показав во время более чем двухчасового прямого телеэфира прекрасную интеллектуальную и физическую форму, руководитель республики наглядно подтвердил, что для него еще один (и совершенно законный по нынешней Конституции РК) президентский срок, — это объективная реальность.