Землячество, отжим денег, давление: можно ли победить дедовщину в армии РК - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Землячество, отжим денег, давление: можно ли победить дедовщину в армии РК

Землячество, отжим денег, давление: можно ли победить дедовщину в армии РК

Дедовщину, мат и рукоприкладство в армии пока никто не отменял

  • 13 Декабря 2019
  • 37062
Фото - Caravan.kz

Чтобы после года службы солдаты-срочники вернулись домой живыми и здоровыми, а не подвергались нападкам со стороны казарменных хулиганов, им необходимо уметь проявлять мужской характер. Так советуют те, кто уже отслужил. Время от времени полезно показывать “дедушкам” зубы. Главное – не трусить и не поддаваться на провокации и выпады со стороны младших командиров или хамоватых сержантов из числа обозленных жизнью контрактников.

Осенний призыв еще не закончен, и чтобы новобранцам и их родителям было легче разобраться, есть ли дедовщина в казахстанской армии, корреспонденты “КАРАВАНА” провели свое журналистское расследование.

Мы получили комментарии военных судей, представителей минобороны, военной полиции, солдат-срочников, недавно уволенных в запас, и, конечно же, солдатских матерей.

– Недавний вопиющий случай в российской армии, где рядовой Рамиль Шамсутдинов хладнокровно расстрелял из автомата восьмерых сослуживцев. Погибли двое офицеров. А вдруг и в нашей армии такое может случиться, – рассуждает председатель комитета солдатских матерей Зинаида ЧИВИЛЕВА. – На допросе тот солдатик откровенно заявил, что его собирались изнасиловать. Представляете?! Цитирую показания Рамиля Шамсутдинова: “Мне так и сказали, предупредили, что изнасилуют. Лейтенант в тот день мне сказал, после караула всё будет. Всех “молодых” других до меня уже опускали, я знаю. А в этот вечер, значит, моя очередь, так что деваться было некуда”. И к офицерам солдат не мог обратиться, так как и они его тоже унижали и били.

– Возможно, тот российский солдатик таким образом пытается смягчить приговор и разжалобить следователей? Адвокаты ему, скорее всего, советуют всё валить на пресловутую армейскую дедовщину, чтобы не получить пожизненное.

– Очень сомневаюсь. Кстати, у нас уже был подобный инцидент, когда в мае 2012 года рядовой Челах расстрелял целую пограничную заставу. Всех убил и сжег. Помните тот нашумевший случай на казахстанско-китайской границе? Челах расстрелял 16 человек, включая начальника заставы и егеря. После этого телефоны собрал у погибших. Зачем, спросите меня? Чтобы продать их?! Но это же глупо: ну кому там их продавать, да и о том ли думал Челах в тот момент. Скорее всего, он собрал сотки потому, что на них был запечатлен какой-то вопиющий факт из жизни той злополучной пограничной заставы. Известно, что в День пограничника там все солдаты были пьяные – отмечали свой профессиональный праздник и наверняка устроили вакханалию, снимая сцены насилия на телефон.

Может, Владислав Челах и убил всех потому, что его насиловали и снимали на видео?! Или собирались это сделать, а он упредил таким изуверским способом.

Почему нет? Какие меры после этого были приняты в Погранслужбе? С должностей генералов и полковников поснимали?! На этом всё? Но проблема-то с армейской дедовщиной как была, так осталась. Старослужащие продолжают издеваться над молодыми повсеместно. О чем узнал Кайрат Кожамжаров из письма казахстанского офицера

– Зинаида Серафимовна, о каких старослужащих вы говорите, если сейчас призывают-то всего на один год? Это раньше были “дембеля “, “деды”, “черпаки” и “духи”. По своей службе в СА хорошо помню, как офицерам приходилось бороться с дедовщиной и дежурить в казарме по ночам, особенно когда старослужащие собирались отмечать свой негласный традиционный праздник под названием “100 дней до приказа”.

– И что? Этот день так и остался в дембельском календаре. Название у него только другое. Грубость и рукоприкладство в армии никто не отменял. Может, это явление не такое массовое, как раньше, но оно есть. К нам часто обращаются родители солдат-срочников с просьбами разобраться.

Побитые солдатики даже в военный госпиталь ложиться опасаются, так как уверены, что их и там начнут снова унижать.

Боятся мести сослуживцев. Примеров тому предостаточно, а потому рано еще расслабляться командирам частей. Им надо не укрывать казарменных хулиганов и не покрывать их начальников, когда вскрываются факты избиения или насилия.

Армия – как волчья стая

Проблем в нашей казахстанской армии – хоть отбавляй. С солдатами и офицерами обратную связь я наладил давно. По дальним и ближним гарнизонам проехал, на многих учениях побывал. Мнения весьма разные, но никто из военнослужащих меня не обманывал и что-либо не приукрашивал. Солдаты, сержанты и офицеры (включая уволенных в запас) откровенно делились со мной тем, что происходит в войсках сейчас.

– Ни одному министру обороны, ни военному, ни гражданскому, еще не удавалось до конца победить армейскую дедовщину, – рассуждает отслуживший в артиллерийской бригаде (в/ч 82796) Кумисбек Р. – В вашей в редакции, кстати сказать, я уверен, тоже есть своя дедовщина. Молодого журналиста могут и в магазин отправить, и послать куда подальше, и по шее надавать за что-нибудь. Или у вас не так, как везде?!

– У нас не так.

– Но согласитесь, что любая армия мира – это срез общества. Если хреново на гражданке, то и в войсках тоже хреново. Если дома будущего солдата родители не приучили к порядку, если в семье процветают грубость и хамство, нет элементарного уважения, то и в армии он тоже будет грубияном. Потому что привык с детства жить по законам джунглей и курятника.

– Кумисбек, драки часто случались в вашей казарме?

– Драки между солдатами, конечно же, бывали, но это далеко не дедовщина в том значении, как ее привыкли понимать. Сейчас молодых солдат тщательно оберегают и держат отдельно от всех. Карантин! Даже смешно становится. Натуральный детский сад. Но дыма без огня не бывает.

Все мои недавние сослуживцы из культурных людей уже через месяц казарменной жизни превращались буквально в дикое племя.

А наша казарменная жизнь – в постоянную борьбу за положение в сугубо мужском коллективе, где, как вы знаете, всё может произойти. У кого мозгов нет – распускают руки. У кого нет терпения и выдержки – в петлю лезут. А у кого нет ни того ни другого – хватаются за оружие. Тогда горе всем. Чтобы не скатиться на самое дно, нужно либо быть дипломированным психологом, либо качком с избытком тестостерона и кубиками пресса на животе, либо Геннадием Головкиным…

Армия – это волчья стая, а потому утверждать свой статус там придется всегда.

Если привык оставаться на вторых ролях, социофоб, интроверт, не можешь постоять за себя – беги от военкомата подальше.

В армии “ботаникам” и чистоплюям не место, потому отпиливай себе ногу или ищи другой верный способ, как от службы откосить. Но провоцировать никого не надо – дороже обойдется.

А кулаки чешутся

Нынешний министр обороны генерал-майор Нурлан ЕРМЕКБАЕВ на вопросы “КАРАВАНА” ответил прямо: “Дедовщина сейчас в Вооруженных силах находится на очень низком уровне — намного ниже, чем это было в прошлые годы, и намного ниже, чем в других странах. Отношений неуставных у нас мало – всего лишь отдельные случаи”.

Я не поленился и в военном суде Алматинского гарнизона ознакомился с некоторыми уголовными делами. К примеру, рядовой в/ч 2484 ПС КНБ РК Семен Ш., находясь в госпитале, при входе в лифт столкнулся плечом к плечу с матросом, который в это время выходил из лифта. Между ними завязалась словесная перепалка.

Затаив обиду, рядовой Семен Ш. позже решил по-мужски разобраться с матросом и в туалете несколько раз ударил его по лицу.

– Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, матросу был причинен легкий вред здоровью, – комментирует председатель военного суда Алматинского гарнизона Жанат ЖАЙЛАУБАЙ. – По приговору военного суда Семен Ш. был признан виновным с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 МРП на сумму 50 500 тенге. Кроме того, суд взыскал с осужденного в Фонд компенсации потерпевшим принудительный платеж в размере 5 МРП в сумме 12 625 тенге.

– А за что нынешние солдаты попадают на гауптвахту?

– За драку, например. Вот рядовой в/ч 2466 Темирлан Ж. был посажен в камеру гарнизонной гауптвахты на 10 суток. И по решению суда был обязан выплатить 5 МРП за драку с сослуживцем той же воинской части. В душевой комнате он повздорил с рядовым Ахметовым и, не сдержавшись, ударил его кулаком в лицо.

– Вы считаете, что это преступление из разряда армейской дедовщины?! Есть она в нынешней армии или ее нет?

– Думаю, что какая-то скрытая форма этого позорного явления все же существует. Работы у военных судей еще хватает. Но мы проводим огромную профилактическую работу в войсках. Разъясняем, убеждаем, наказываем, если требуется. Проводим выездные заседания. До кого-то наши настойчивые предупреждения не доходят, и тогда приходится наказывать. А что делать? Армия должна быть боеготовой, управляемой и дисциплинированной. Тогда это армия, а не просто сборище вооруженных людей.

Оружие и боеприпасы воровать перестали

По утверждению официального представителя минобороны, по итогам 10 месяцев 2019 года количество уголовных правонарушений в войсках снизилось на 17 процентов (с 219 до 181).

По мнению генерал-майора Нурлана Ермекбаева, улучшению состояния правопорядка способствовало то, что основные силы органов военного управления и органов военной полиции в первую очередь направлены на профилактику преступлений. По инициативе министра обороны в августе в Главном управлении военной полиции создано новое подразделение – управление обеспечения безопасности воинской службы и охраны труда. С октября этого года в 8 гарнизонах введен пилотный проект “Совместное патрулирование” с привлечением военнослужащих воинских частей ВС РК к обеспечению общественного порядка в гарнизонах. Маршруты патрулирования разработаны в местах дислокации воинских частей, а также районов компактного проживания военнослужащих и членов их семей. Результаты работы не заставили себя долго ждать. Выявлено более 900 нарушений воинской дисциплины.

Кого в армии грузят на деньги?

Напомню, во времена СА И ВМФ отслуживший год “дух” переходил в разряд “черпаков”. “Дедами” становились отслужившие полтора года, а “дембеля” – те, кому осталось 100 дней до приказа, то есть завершения службы. Некоторые “деды” советской поры могли унижать даже офицеров. Им ничего не стоило послать взводного на три буквы. Но традиционная армейская дедовщина, по единодушному признанию многих опрошенных мною военных (как бывших, так и действующих), переросла в банальный отжим денег.

Казарменные хулиганы, ошибочно называющие себя “дедами”, не издеваются над “молодыми”, а просто заставляют трусливых солдат звонить родителям и просить их перевести некоторые суммы на сотку. Как бы в помощь “другу”.

– В целом все усилия в казарме сводятся к поиску лоха, которого можно унизить или поиметь с него каких-либо ништяков (сигареты, конфеты, жвачку), – рассказывает отслуживший в частях ПВО рядовой Азиз К. – Я бы не стал называть это дедовщиной, и это точно не издевательство старослужащего над молодым солдатом.

– “У сильного всегда бессильный виноват”? Грузят тех, кто отпор дать не в состоянии?

– Армия – это не школа, когда после уроков ты можешь прийти домой и пожаловаться родителям. В армии стучать нельзя. Стукачей никто не любит. Кругом в казармах хоть и развешаны ящики для жалоб и телефоны доверия – никто туда из солдат ничего не бросает и не звонит. Фигня, очковтирательство и напрасная трата денег, я считаю.

– А видеокамеры в казармах? Говорят, что они даже в туалетах солдатских установлены повсеместно.

– Видеонаблюдение – это, конечно, хорошо, но тоже пустая трата денег. Никакие видеокамеры отъявленного казарменного хулигана не остановят. Захочет унизить – выведет потенциальную жертву за пределы досягаемости камеры. Или объектив замажет. Рассказать вам, как нагловатые качки прикалываются над лоховатыми солдатами?

Греют монетку на зажигалке и бросают им за шиворот. Обливают водой в туалете, плюют на спину, бьют половой тряпкой по лицу, “отжимают” деньги, часы, телефоны…

Потери, я думаю, больше не экономические, а психологические. Несмертельно, но крайне неприятно. Разовые наезды стерпеть можно, но когда это происходит постоянно на протяжении года, можно и сорваться. Я уже на второй неделе после курса молодого бойца бегал по казарме, орал и кидался табуретками. Так что меня сразу оставили в покое. Псих – он и в Африке псих. В принципе, год службы пролетает незаметно, и если с самого начала себя повести правильно, до дембеля дожить можно спокойно.

– Раньше говорили, что дембель неизбежен, как крах капитализма.

– Отец мой так любит говорить. Он в СА служил. Вот тогда дедовщина была действительно махровой. Молодых солдат и били, и калечили, и заставляли портянки стирать, и шершавые стены языком лизать… Но эта дедовщина возникала там, где не было сильных командиров. Где процветало безделье, где не было боевой подготовки.

Для слабых командиров дедовщина была как бы спасением.  Как с помощью “американской бабочки” и русского мата офицеры погранпоста “Устюрт” воспитывали молодых солдат

Старослужащие держали всех в тонусе благодаря сложившимся с 60-х годов традициям. Чистота в казарме соблюдалась идеальная, и “очки” в туалетах “духи” драили лезвиями усердно, пока не переходили в разряд “черпаков”. Мой отец прошел через всё это. Кстати, он и посоветовал мне не поддаваться “дедам” и сразу хреначить их табуретом по тупой башке, если кто-то задумает перейти грань дозволенного. Но тогда по два года служили, а не как сейчас – по одному. Времени “дедовать” было предостаточно. При Петре I рекруты служили вообще 25 лет. Только представьте, какая в то время была жуткая дедовщина. Убить могли запросто, забить до смерти. Нам сейчас жаловаться грех.

Мотай на ус!

Те, кто отслужил срочную, дали вполне конкретный совет потенциальным призывникам “держать ухо востро, чтобы от армейского неадеквата “плюха” ненароком в челюсть не прилетела или табурет в голову”. Сегодня армейской дедовщины нет, зато есть землячество.

Южане выступают против северян, алматинцы – против шымкентцев, устькаменогорцы сами по себе грозные ребята – там своя “сибирская мафия”.

Это раньше утверждалось, что “Восток – дело тонкое”. Крепкое это дело на самом деле – оборону против казарменных хулиганов держать. Хлопотное, но необходимое и очень важное. Призыв беречь честь смолоду – актуален!

АЛМАТЫ