Без рекламы
Последние несколько лет в рамках национального проекта “Сакральная география Казахстана” скрупулезно собирались списки общенациональных и региональных сакральных мест. Все это время специалисты говорят, что развитие туристского потенциала данных объектов могло бы помочь росту не только внешнего, но и внутреннего туризма.
Сакральный туризм – это путешествие, паломничество к историческим и памятным локациям, рукотворным и природным ландшафтам, сооружениям, связанным с историческими событиями, личностями и духовными ценностями.
Кроме, собственно, туристской составляющей – сакральные объекты еще и способствуют популяризации историко-культурного наследия края. Причем интерес к ним отмечался у народа всегда, многие знают и посещают их в своем регионе без какой-либо рекламы. Учитывая, что границы государств сейчас закрыты, скорее всего, нынешнее лето казахстанцы проведут внутри страны – чем не повод расширить свои знания по родной географии и истории?
В целом больше 200 общенациональных объектов и еще 500 региональных, вошедших в проект “Сакральная география Казахстана”, ждут своих потенциальных визитеров. Интересных мест у нас довольно много, но в качестве идеи мы предлагаем тематическое путешествие – для тех, кто увлечен военным искусством, подвигами и биографией героев прошлого, пройти дорогой батыров.
– Например, в Мангистауской области есть захоронение Бекет-ата – просветителя и батыра, почитаемого как аулие (святой). Оно стало местом паломничества для людей не только из Казахстана, приезжают сюда и из других стран, – рассказывает кандидат исторических наук, профессор Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Гульфайруз КАЙЫРГАЛИЕВА. – На территории Атырауской области известен также мавзолей одного из знаменитых батыров, поэтов, яркой личности в истории – Махамбета УТЕМИСОВА. Думаю, можно и нужно сделать это одним из направлений внутреннего туризма, для чего следует наладить инфраструктуру, проложить маршруты. Историко-культурную часть можно было бы совместить с экотуризмом, например, рядом с мавзолеем Махамбета есть соленое озеро Индер, вода которого славится своими лечебными свойствами. В летнее время туда приезжает очень много туристов.
Краеведы знают больше
В общенациональном списке содержится большое количество мест захоронения прославленных батыров. Причем в каждой области есть свой герой, и не один, поэтому можно начать изучение батырской культуры со своего края. Так, в Алматы и Алматинской области находятся мавзолеи батыров – Райымбека, Капала, Наурызбая; в Акмолинской – мавзолеи батыров Кабанбая, Баубека; в Актюбинской – мемориальный комплекс Кобланды батыра, в Карагандинской – мавзолей Шанышкылы Бердикожи, захоронения Баян батыра, Байгозы Наймантайулы; в Костанайской – мавзолей Кейки батыра, в Туркестанской – историко-культурный заповедник-музей “Азрет Султан” (включающий мавзолеи Ходжа Ахмеда Ясави, Жангир хана, Тауке хана, Абылай хана, Казыбек би, батыров – Жанибека, Богенбая, Жаугаша и многих других); в Павлодарской области – захоронение Жасыбая Омирулы; в Северо-Казахстанской – мемориальный комплекс батыров – Карасая и Агынтая, а также мавзолей Кулсары батыра; в Восточно-Казахстанской – мемориальный комплекс Ер-Жанибека и др.
Почему имена одних батыров известны каждому школьнику, ими названы улицы в разных городах страны, а имена других почти не остались в народной памяти?
– Этому, по моему мнению, способствовало шежире – устная историография, также их имена часто встречаются в произведениях акынов, – говорит Гульфайруз Кайыргалиева. – Но малоизвестных батыров тоже много. Мы в основном знаем тех, которые вошли в школьные учебники, – это Махамбет, Исатай, Сырым, Райымбек и другие, а про тех, кто участвовал в казахско-калмыцких, локальных войнах, в республике знают немногие, только краеведы. Это одно из направлений, которым должны заниматься историки. Например, в произведениях Абиша Кекилбаева встречается герой Суйингара, но сейчас мы про него почти ничего не знаем. Или был Жалантос батыр (как пишут, дед Айтеке би. – Прим. авт.), сведения о нем, конечно, встречаются, но хотелось бы знать больше, его могила находится на территории Узбекистана. Ученые требуют перезахоронить останки батыра Срыма Датова в Казахстане
По словам историка, расцвет института батырства пришелся на XVII–XVIII века, когда обострились казахско-джунгарские отношения.
– Первостепенное предназначение батыров в обществе – защита родины, своего аула, своего рода. Именно в период джунгарских нашествий шла мобилизация, стали чаще встречаться имена батыров на западе, востоке, да и везде – Кабанбай, Райымбек, Карасай… В целом и у простого народа, и у представителей власти всегда было уважительное отношение к ним. У авторитетного хана всегда был свой круг батыров, которые его поддерживали. Например, Абулхаир, хан Младшего жуза, опирался на помощь батыров – Жанибека, Богенбая, Есета. Кроме того, когда случались разногласия между простым народом и ханами, кроме биев в разрешении проблемы участвовали и батыры, – продолжает автор монографии “Институт батыров в казахском обществе”.
Воинственность – в генах
Более того, особенность именно традиционного казахского общества в том, что и девушкам не запрещали заниматься военным делом, поэтому среди народных героев – много женских имен.
– Начиная с сако-сарматского периода встречаются девушки-воины: Томирис, Айганым батыр, Бопай батыр. В истории Казахстана очень много женщин, которые стояли во главе ополчений. Одно из таких освободительных движений возглавила Сапура (или Сапара Матенкызы, которую прозвали казахской Жанной д’Арк. – Прим. авт.). Воинственность, по-моему, у нас уже в генах. Специального обучения, возможно, не было, но девушки умели и на коне скакать, и из лука стрелять. В основном это были сестры батыров, в произведениях акынов описывается, что они наравне, вместе с ними соревновались, готовились, тренировались…
Деградация института батырства происходит в XIX веке, после вхождения казахской территории в состав Российской империи и потери политической независимости.
В архивных документах царская канцелярия описывала, например, Тленши батыра, Махамбета терминами “разбойники”, “барымтачи”, что они совершают набеги на русские селения. То есть если в казахском обществе у них был образ защитников родины, статус и уважение, в переписках российских чиновников звучала уже совсем другая риторика. Поскольку батыры имели особое, влиятельное место в казахском обществе, царское правительство целенаправленно шло на то, чтобы их упразднить: говорят, даже был выпущен специальный указ, чтобы ликвидировать их как сословие.