Еще несколько лет назад ученые Национального ядерного центра обещали вернуть в народно-хозяйственный оборот значительную часть северных и юго-восточных территорий Семипалатинского полигона и заявили, что жить и работать там безопасно.
– Передача таких обширных земель полигона для хозяйственных нужд – случай беспрецедентный не только в Казахстане, но и в мире. Поэтому мы привлекли Международное агентство по атомной энергии, – заявлял в свое время общественникам Семея директор Института радиационной безопасности и экологии Сергей ЛУКАШЕНКО. – Международные эксперты подтвердили: на тех землях, которые мы предлагаем вернуть, уровень загрязнения очень близок к природному фону. По безопасности этих территорий мы даем абсолютные гарантии.
Ученые уверяли, что, когда принималось решение о создании Семипалатинского полигона, изначально была отведена территория с большим запасом, что называется, на всякий случай, поэтому часть земли не подверглась опасному заражению. Обычным людям трудно было поверить в подобное, и, несмотря на заверения ученых, в Семее этот вопрос долго был темой острых споров. Кто знает, может, из-за опасения скептического недоверия горожан положенные законодательством общественные слушания по передаче земель не проводились ни в областном центре Усть-Каменогорске, ни в Семее. Обсуждение столь важного вопроса состоялось в отдаленной сельской глубинке – Министерство индустрии и новых технологий и акимат Абайского района провели общественные слушания по передаче юго-восточной части полигона в селе Саржал. Там и сообщили, что 85 тысяч гектаров признаны пригодными для жизни и работы.
Но почему слушания были проведены кулуарно, без участия остальных жителей области, прилегающей к полигону? “Дискуссия на выселках” вызвала еще большее недоверие людей и породила очередную волну пересудов, что легче всего поддержку в этом вопросе было найти в тех аулах, где традиционно, в нарушении запретов, пасли скот на неогороженных землях полигона.
Семей