Судите сами: застройка мегаполиса ведется по картам… 1985 года, в общественных зданиях нет предупреждающей информации, а проехать ко многим домам “скорая” и пожарные уже сейчас не могут.
“Представьте вагон, а не старый трамвай…”
Землетрясение в Алматы вечером 15 марта трудно было не почувствовать. Алматинцы со знанием дела определяли его силу и делились впечатлениями – мол, толчки были вертикальные, не такие, как всегда.
В тот же вечер мы позвонили казахстанскому геофизику Мухтару ХАЙДАРОВУ, попросили высказать свое мнение – что это было за землетрясение, не является ли оно отголоском сейсмических событий в другом регионе?
– Это самостоятельное землетрясение. Европейские и американские сайты уже через несколько минут дали примерные координаты эпицентра, магнитуду. Как мне показалось, оно было очень низкочастотным. Если объяснить не научным языком, представьте, что вы едете в мягком вагоне поезда, а не в старом дребезжащем трамвае. То есть вся среда вокруг нас стала как бы смягченной – это мое оценочное суждение. В этом особенность землетрясения.
– Говорят, что небольшие землетрясения – это хорошо, дескать, выходит напряжение…
– Это заблуждение, ведь теоретически частые землетрясения, напротив, говорят о накоплении напряжения в земной коре. Однако теория и практика не всегда совпадают.
– Эпицентр находился в 22 километрах от сейсмической станции Алматы, – уточнил на следующий день во время пресс-конференции в департаменте по ЧС Алматы генеральный директор ТОО “Сейсмологическая опытно-методическая экспедиция” Ринат БЕЙСЕНБАЕВ, – По шкале MSK-64 балльность составила от 4 до 5. Такой разброс связан с тем, что город расположен на грунтах разной прочности.
Трясти стало чаще и сильнее
Как выяснилось, еще в январе 2015 года очаг данного землетрясения попал в среднесрочный прогноз казахстанских сейсмологов. Поскольку предвестников сильных толчков не было, население предупреждать не стали, дабы не сеять панику.
Но настораживает то, что эпицентры землетрясений все ближе к Алматы.
– Северный Тянь-Шань – наиболее сейсмичный во всей Центральной Азии, – говорит заместитель директора по науке Института сейсмологии Анатолий ЛИ. – Напомню, здесь произошли три разрушительных землетрясения – Верненское (1887 г.), Чиликское (1889 г.), Кеминское (1911 г.). С 2013 года наш регион вступил в очередную фазу активизации. Количество землетрясений выросло. Данное землетрясение входит в тот цикл активизации, который наблюдается на Тянь-Шане. В 2014 году на территории Казахстана произошло 16 ощутимых землетрясений (а всего их было более 8 тысяч. – Прим. авт).
– Можете сказать, что ждет Алматы в ближайшее время?
– На 2015 год прогнозы межведомственной комиссии такие: в районе Алматы землетрясений магнитудой больше 5,5 и интенсивностью более 7 баллов по шкале MSK‑64, не ожидается. Но дать краткосрочный прогноз не может никто – это проблема всей мировой науки.
Бытует мнение, что разрушительные землетрясения происходят раз в 100–110 лет, но это не так, уверяют сейсмологи. Китайские ученые проанализировали исторические данные о сейсмической активности в течение трех тысяч лет, но такого цикла до сих пор не могут определить.
Новые здания по старым картам
Японские специалисты, несколько лет изучавшие возможные последствия от разрушительного землетрясения в Алматы, советуют: думать надо не о дате возможной катастрофы, а о том, как минимизировать ее последствия.
На фоне возрастающей с каждым годом сейсмической опасности не может не пугать хаотичная застройка мегаполиса. Трудно поверить, но строительство зданий, автозаправок, многоуровневых транспортных развязок ведется по карте сейсмического микрорайонирования… 1985 года!
Между тем город за последние 30 лет сильно изменился.
По словам специалистов, старая карта не учитывает возможных колебаний грунтов, зоны тектонических разломов и зоны влияния разломов на объекты.
– За столько лет изменились инженерно-геологические условия города – уровень подземных вод, свойства грунтов, – продолжает Анатолий Ли. – Чтобы разработать новую карту, нужен новый подход. В 2012 году в Алматы было завезено 16 сейсмических станций, которые установили в разных частях города с разными грунтовыми условиями. Запись наблюдений велась в течение 2012–2013 годов, после началась их обработка. Но с присоединением к городу новых районов его площадь увеличилась вдвое. Так что карта сейсмического микрорайонирования Алматы будет завершена только в 2017 году. Сейчас застройка идет несогласованная, по старым нормам.
Впрочем, опасения вызывают не только новостройки, но и старые здания – жилые дома, а также больницы, детсады, школы. Программа сейсмоусиления охватила только половину из них.
Помощь добраться не сможет
Ну а теперь вернемся к японским сейсмологам, которые выработали рекомендации по снижению риска от землетрясений для Алматы. Они отметили – город недостаточно готов к возможному удару стихии!
Вот лишь одна из серьезных проблем, видимых невооруженным глазом: подъездные пути к городу затруднены, а пути эвакуации отрезаны. Так, в районе рынка “Алтын Орда” трасса Алматы – Бишкек забита машинами, автобусами, торговцами с тележками. А ведь несколько лет назад акимат города, чеэсники обещали навести здесь порядок.
Кульджинская трасса также перегружена машинами. Затруднено движение на проспекте Райымбека, на выезде из Малой станицы в город. Случись в Алматы серьезная чрезвычайная ситуация – помощь просто не доберется.
Да что там трассы: подобраться ко многим домам даже в обычное время не могут службы экстренного реагирования – пожарные, “скорая”: мешают самовольно установленные шлагбаумы, бетонные плиты.
Куда бежать?
Между тем в подготовке к возможному удару стихии важны любые мелочи – предусмотрительность может спасти чьи-то жизни.
Японские эксперты обратили внимание: в городских зданиях, крупных магазинах, на рынках нет табличек, обозначающих безопасное место при землетрясении, нет информации для людей, как себя вести, куда бежать.
– Сейчас в торговых центрах бывает много народа, особенно молодежи, но я не видел ничего, говорящего о безопасности, – поделился мнением Мухтар Хайдаров. – Где людям спасаться в случае землетрясения? А ведь на все эти таблички нужно не так много средств.
Кроме того, по мнению нашего собеседника, городу, в котором плотность застройки стремительно растет, необходимо иметь открытые площадки, которые могли бы стать местом сбора после катастрофы.
– Такие площадки определены службой ЧС, но знает ли о них население? – говорит наш эксперт.
Информация о всех местах, где могут развернуться палаточные городки, якобы есть у руководства КСК. Но давайте смотреть правде в глаза – чаще всего с жильцами своих домов они этой информацией не делятся. Где в случае ЧП людям брать воду, еду, медикаменты, как связаться с родными, куда обращаться за помощью? Получается, знает об этом ограниченный круг людей – спасатели, чиновники акиматов, руководители КСК. Большинство жителей сейсмоопасного города по-прежнему остаются в неведении.
Вопросов очень много. Но каждый раз о них вспоминают лишь после подземных толчков. Поговорят – и опять забудут. В надежде на “авось пронесет”?
Алматы