БЕЗ СУДА НЕ ОБОЙТИСЬ
– Здравствуйте, меня зовут Жандос, я из села Кабанбай батыр Целиноградского района. По распоряжению акимата мы получили 1 сотку земли бесплатно, построили дом. Обратились за предоставлением нам в частную собственность 10 соток, но нам землю дают только в аренду. Говорят: должны выкупать, и сумму называют – более 700 тысяч. Но ведь мы имеем право на получение участка в 10 соток под индивидуальное жилищное строительство бесплатно, об этом и Президент говорил. Почему нам отказывают?
– Без документов трудно сказать, какое основание у местных исполнительных органов не давать вам землю в собственность. Потому что по законодательству под жилищное строительство земля дается на праве частной собственности. Сейчас это делается в два этапа. Сначала земельный участок предоставляется на условиях аренды на период строительства, затем, после завершения строительства, земля вам должна быть оформлена на праве частной собственности.
Если у вас возникли проблемы, оспорить действия местной исполнительной власти вы можете, обратившись в суд.
ГОСАКТОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗЕМЛИ
– Болат из Алматы вас беспокоит. В 2002 году я купил землю, а когда стал переоформлять участок на себя, выяснилось, что в 2001 году он был выделен совсем другому человеку. Госакт женщине, у которой я купил землю, был выдан в 1996 году. Могу ли обратиться в суд и каким может быть судебное решение? Все время, с 2005 года, пока я здесь живу, плачу налоги, все платежи…
– В соответствии со статьей 167 Земельного кодекса все земельные споры рассматриваются в судебном порядке. То, что вы платите налоги, все коммунальные услуги, будет лишь доказательством того, что вы добросовестно владеете данным участком. А принадлежность данного участка суд будет определять на основании представленных документов, в том числе архивных материалов.
Вообще же таких случаев, когда на один участок выдано два свидетельства, очень много, особенно характерны они для Алматы. В 1997–1998 годах земельное законодательство и практика предоставления участков не были четко отрегулированы. И аким города принимал решения, и аким района. Это уже потом вышел Закон о местном государственном управлении, где были четко расписаны полномочия акиматов.
– Меня зовут Сабира, из Алматы вам звоню. У нас есть госакт на землю в микрорайоне “Дархан” от 1996 года. А в 2001 году на этот же участок выдан еще один госакт, совсем другому лицу. Как быть?
– В ходе разбирательства по вопросу оформления самовольно занятых земельных участков в Алатауском районе города было выявлено много случаев мошенничества. Без суда вам не обойтись. Главным документом будет решение местного исполнительного органа, на основании которого вам был выдан госакт. Поэтому следует запросить копию решения в архиве и доказывать права владения участком в суде. А другая сторона пусть тоже доказывает свои права. Если оба решения были в самом деле выданы акиматом, суд будет выносить решение в отношении местного исполнительного органа.
– Так сделали наши соседи, и те, кто предъявлял второй госакт, трижды в суд не явились, и суд принял решение в пользу соседей…
– Значит, у тех лиц госакт был выдан без решения акимата или по поддельному решению, и они это прекрасно знали, потому и в суд не явились.
ПРОДАНО!
– Шымкент вас беспокоит, меня зовут Майя. Скажите, сколько в Казахстане земель сельхозназначения и сколько выкуплено в частную собственность?
– Около 92 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения, это около 30 процентов от общей территории страны. Из них пахотных угодий – около 23 миллионов гектаров. В 2003 году в связи с принятием Земельного кодекса у нас была введена частная собственность на земли сельхозназначения. По информации на 1 апреля 2010 года, продано 847 тысяч 544 гектара. Из них гражданам – около 474 тысяч 384 гектаров, юридическим лицам – 373 тысячи гектаров. Следует заметить, что из 847 тысяч гектаров сельхозназначения, которые были проданы в частную собственность, более 50 процентов, или 456 тысяч гектаров, были реализованы в Алматинской области. Остальные, если брать зерновые регионы: в Акмолинской области – порядка 23 тысяч гектаров, в Актюбинской – 13 тысяч, в Восточно-Казахстанской – почти 50 тысяч, в Жамбылской – 27 тысяч гектаров. И еще одна область, где больше всего продано земли в частную собственность, – Кызылординская: 86 тысяч гектаров. В Костанайской области продано 23 тысячи гектаров, Северо-Казахстанской – 14 тысяч гектаров. То есть в частной собственности сейчас 0,9 процента от общей площади земель сельхозназначения.
– Геннадий Лазько, Астана. Хочу спросить: отличается ли цена на участки на окраинах города от цены тех, которые расположены в центре?
– Да, в два раза. А точнее, применяются поправочные коэффициенты – от 0,5 до 2. Эти коэффициенты, кстати, установлены во всех городах, населенных пунктах, они утверждаются местными маслихатами.
ПОЛНОМОЧИЙ МНОГО – ЛЮДЕЙ НЕ ХВАТАЕТ
– Виктор Дик, Кургальджинский район Акмолинской области. Говорят, земли, которые не используются по назначению, должны изыматься. А мы видим, что стоят поля в сорняках по нескольку лет, а их не забирают, потому что влиятельным людям принадлежат. Что, у вашего агентства не хватает для этого полномочий?
– Полномочий хватает – штата недостаточно. Всего у нас на всю республику 117 инспекторов, а земли – 274 миллиона гектаров. И всего 30 машин “Нива”. Мы не первый год ставим вопрос об увеличении штатной численности, но ввиду того, что со средствами в бюджете сложновато, он пока откладывается. Однако только в прошлом году 452 тысячи гектаров заброшенных, засоренных сельхозугодий возвращено в госсобственность.
ЧУЖИМ НИ ПЯДИ НЕ ПРОДАЛИ
Сауле Сарпекова, Кызылорда:
– Говорят, казахстанские земли сейчас выкупают киргизы, китайцы. Разве можно продавать иностранцам?
– Все это слухи. Основную часть земель, предоставленных иностранцам, составляют земельные участки для целей недропользования, и они предоставлены на срок до 25 лет. Что касается земель сельхозназначения, их всего по Казахстану около 25 тысяч гектаров и они находятся в аренде совместных предприятий, в том числе иностранных фирм и граждан. Отмечу еще раз: в аренде, не в собственности!
ВЕЛИКА СТЕПЬ, А УЧАСТКОВ МАЛО
– Вас беспокоит Роза Утенова из Алматы. Просила в акимате землю под строительство дома – отказали. Я с 1981 года живу в Алматы в общежитии, а меня даже в очередь не поставили. Дали список “отказников” – мол, не одна я такая. Вправе они были так поступить?
– В любом случае вас должны были поставить на очередь. Вообще же вопрос обеспечения участками под индивидуальное жилищное строительство особенно остро стоит в Алматы, Астане, областных центрах не потому, что земли нет, а потому, что к свободным площадкам не подведены коммуникации – ни дорог, ни водоснабжения-канализации, ни электричества. А это обязательные составляющие для жилья в городе. Например, в Ильинке, что под Астаной, только подвели или подводят коммуникации, хотя земельные участки под ИЖС раздали. Но теперь там возник вопрос социальной инфраструктуры – нет школ, детских садов и прочего. Поэтому, в соответствии с нормами земельного законодательства, участки под ИЖС будут предоставляться только по мере подготовки площадок, а также территориального развития населенных пунктов, особенно городов и их пригородных зон, с учетом возможности бюджета. В сельской местности с этим проще, потому и вопросов там, как правило, не возникает…
НЕ ПАШУТ, НЕ СЕЮТ – А СТРОЯТ
– Ольга Коломиец вас беспокоит из города Семея. У меня такой вопрос: бывает, человек получает землю сельхозназначения, а использует ее под строительство. Кто контролирует это?
– Сейчас вокруг городов, особенно крупных, очень много случаев перевода земель сельхозназначения под индивидуальное строительство. Некоторое время это происходило практически бесконтрольно. Но в 2008–2009 годах в радиусе 10 км вокруг Астаны, Алматы и других областных центров была инвентаризирована вся земельная кадастровая документация, которая касалась вопроса перевода сельскохозяйственных земель. И были выявлены многочисленные факты нарушения земельного законодательства. В основном это касается Целиноградского, Аршалынского районов Акмолинской области. По Алматинской области это Карасайский, Талгарский, Илийский районы. Южный Казахстан – это Сайрамский район, то есть, можно сказать, что во всех пригородных районах областных центров такие нарушения были. По результатам проверки несколько акимов районов, сельских округов тогда были наказаны.
Должностные лица использовали “слабинки” в законодательной базе – в законе не было четко прописанной процедуры использования земель сельхозназначения для целей строительства, потому легко меняли целевое назначение земель. В прошлом году в Земельный кодекс были введены нормы, согласно которым не допускается строительство объектов на землях сельхозназначения без их перевода в соответствующую целевую земельную категорию и без включения таких земель в состав населенных пунктов. Это первый момент. Второй момент – это вопросы экономического характера, поскольку все земельные участки на правах частной собственности предоставляются на платной основе, но при этом плата за земельный участок зависит от целевого использования. Если это касается земель сельхозназначения, в среднем по Акмолинской области 1 гектар пашни стоит порядка 3 тысяч тенге, а 1 кв. м земли в Астане – 3,5 тысячи тенге. То есть в этом заключается дисбаланс цен между землями сельхозназначения и участками, которые предназначены для строительства. В этой связи также в Земельный кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми, если человек получил земельный участок сельхозназначения, а использовал его под строительство, он будет обязан возместить государству разницу стоимости между сельхозземлями и под строительство ИЖС для коммерческих целей.
Вопросы предоставления, изъятия земель, в том числе изменения целевого назначения, входят в компетенцию местных исполнительных органов. В отношении орошаемых земель, их перевода в другие виды угодий – здесь требуется экспертиза Агентства по земельным ресурсам, Минсельхоза, Министерства экологии, и только после их заключения местный исполнительный орган области может принять решение о переводе орошаемых земель в неорошаемые. А общий контроль остается за нами, за агентством.
“Прямую линию” провели Наталия Буравцева, Андрей Терехов (фото), Астана