— Пока я еще не президент, могу сказать как гражданин Украины всем странам бывшего Советского Союза: «Посмотрите на нас. Всё возможно, — заявил бывший шоумен в ходе обращения, которое транслировал телеканал «Прямой».
Наш обозреватель Мадияр Касенов несколько удивился напору нового президента Украины.
Есть известная старая притча о некоем правителе, нещадно тиранившем подданных — сперва они роптали, затем рыдали и, наконец, начали смеяться над своей ситуацией. Правитель, согласно притче, именно тогда понял, что пора ослабить хватку и отпустить удила. Но то было во времена баснословные, когда чудеса демократии не были еще широко распространены — нынче смеющийся народ частенько выбирает себе столь же веселого нового правителя. Превосходный пример являет нам Украина, где следующим президентом уже с очевидностью станет известный комик Владимир Зеленский.
Прошедшие выборы на незалежной вообще отличались столь удалым шоу-бизнесовым характером, что меркнут даже легендарные электоральные мероприятия в США (с блеском описанные еще Марком Твеном) — чего стоят хотя бы устроенные перед вторым туром дебаты на стадионе. Жалко, конечно, что искатели народного доверия только бухались на колени и привычно (даже уже с некоторой ленцой) поливали друг друга помоями — Зеленский являл профессиональный артистизм, от волнения забывая мову и переходя на очевидно более привычный русский, Порошенко же изображал солидность в духе героев советских комедий о бюрократах.
Уже после объявления предварительных результатов Зеленский продолжает столь же искрометно шутить, как и в сериале «Слуга народа» (где он, собственно, уже изображал президента Украины — но понарошку): «Посмотрите на нас. Всё возможно». Жители стран бывшего СССР, как сопредельных с передовой демократической державой, так и лежащих от нее на благоразумном отдалении, разумеется, прислушались к мнению заслуженного оратора — и посмотрели еще раз (впрочем, многие неотрывно, хотя и с некоторым ужасом, глядят на творящееся там уже довольно давно).
Картина, явленная мысленному взору, однако, оказывается несколько спорной. То есть возможно, конечно, все — и потеря значительной части территории, и полыхающая на востоке страны гражданская война, и разгул антисемитизма и неонацизма на западе, и общее обнищание населения по всем географическим направлениям.
Или, быть может, он хотел привести всем в пример беспрецедентное падение экономических показателей: с 2012 года ВВП страны упал почти ровно в два раза. Или же хотел похвастать беспримерной вооруженностью граждан незалежной – по осторожной оценке прокуратуры страны, на руках у украинцев сейчас около трех миллионов нелегальных «стволов»; независимые эксперты называют и цифру в пять миллионов. Не будем забывать, что многие из владельцев такого оружия вернулись из зоны так называемой АТО.
Мирная жизнь, впрочем, не обещает ничего хорошего: украинцы медленно, но верно вымирают (у страны отрицательный баланс между рождаемостью и смертностью; за десятилетие население страны уменьшилось более чем на два миллиона человек). Те же, кто выжил потихоньку бегут из страны: кто в Россию (по оценкам Университета Бирмингема из объятых гражданской войной восточных областей в Россию уехали более миллиона человек), кто на менее гостеприимный Запад – зарабатывать, кто как умеет. Мужчины – сантехниками и разнорабочими. Женщины – в лучшем случае уборщицами. О худшем – умолчим…
Оставшимся приходится пытаться хоть как-то свести концы с концами – это, впрочем, по большей части люди зрелого и пожилого возраста. Украина же, как следует из многочисленных речевок сторонников и нового, и прошлого президентов – страна вечной молодости; старикам там, очевидно, не место. Но, вероятно, пан Зеленский имел в виду все же что-то более оптимистичное и дающее надежду.
Во всяком случае, мы на это искренне надеемся. Он же вроде и нам всем добра желает. Нет?
Мадияр Касенов