Наследие первобытных времен — чувство страха и незащищенности перед какой- либо надвигающейся катастрофой осталось как пережиток прошлого, и до сих пор порождает новые формы страха, а затем, как правило, методы борьбы с их причинами.
Человечество пережило страх перед ядерной войной, перед «советской угрозой» и гонкой вооружений. Полезно вспомнить, что в конце 19-го века ученые предсказывали, что по мере увеличения числа лошадей города будут погребены под грудами экскрементов. Канализация и автомобили спасли человечество от «страшной» участи.
Однако в 21-м веке, на другой, более развитой ступени цивилизации, человечество стало свидетелем рождения новой формы страхов: сообщества перед самим собой и собственными разрушительными способностями. Они одолевают человечество в масштабах всей планеты — из-за всевозрастающего вмешательства в экосферу, и вновь, как следствие, возникает новое движение защиты, а именно — экологическое движение, так называемое «движение зеленых», а точнее, энвайронментализм.
Эта природоохранная тенденция включает в себя большой комплекс идей, построенный на признании человеческой ответственности за весь окружающий мир. Энвайронментализм возник как развитие христианской этики, и в то же время является и критикой ее интерпретаций, вплоть до человеконенавистничества, поскольку именно человек и его деятельность объявляются зловредным источником разрушения окружающего мира, загрязнения почвы, воздуха, воды.
Надо заметить, идеологические основы энвайронментализма весьма разнообразны: эколоджисты, консервационисты, «зеленые» партии и движения, эко-анархисты, однако их методы и основные убеждения отличаются. Одной из широко разделяемых внутри экологического сообщества целей является борьба с загрязнением окружающей среды.
В этом смысле значительная часть населения планеты является энвайронменталистами, так как вряд ли кто-либо в здравом уме будет выступать против чистоты воды или воздуха для себя или своих детей. Энвайронменталисты, между тем, максимизируют термин «загрязнение» до таких масштабов, когда «борьба с загрязнением», по сути, превращается в борьбу с ведением хозяйственной деятельности.
Ситуация усугубляется тем, что это движение развивается не только на государственном, но и на межгосударственном уровне.
Возвращаясь к истории, напомним, что Международный (Всемирный) Союз Охраны природы был основан в 1948 году и объединяет 74 государства, 108 правительственных организаций, 688 национальных неправительственных и 72 международные неправительственные организации (НГО).
В 1972 году была основана Программа по защите окружающей среды ООН, целью которой является пропаганда и продвижение «разумного использования и устойчивого развития мировой окружающей среды».
Большинство «зеленых» считает загрязнителем газ СО2, двуокись углерода, относительно безвредный для людей и даже полезный для растений. Сторонники Киотского протокола и гипотезы о «глобальном потеплении» считают, что СО2 является причиной изменений климата Земли, могущих привести к глобальным катаклизмам. Однако борьба с излишками эмиссии СО2 в предлагаемых «зелеными» масштабах для большинства развитых и развивающихся стран выливается в такие огромные материальные издержки, что ставит под вопрос экономический прогресс на многие десятилетия вперед.
«Черный» список «зеленых»
Судя по выступлениям и статьям энвайроменталистов, основные их принципы и убеждения состоят в следующем:
— Рыночная экономика приводит к постепенному исчерпанию природных ресурсов. Поскольку природные ресурсы ограничены, то в какой-то момент они подойдут к концу, и экономика рухнет.
— Рыночная экономика порождает загрязнение окружающей среды. Компании, ставящие прибыль выше экологической безопасности, будут работать, не обращая внимания на ущерб окружающим людям и экосфере.
— Экологические проблемы, такие, как загрязнение окружающей среды, изменение климата, вырубка лесов, исчезновение редких видов сегодня являются самыми приоритетными и актуальными.
— Для того чтобы решить вышеуказанные проблемы, над компаниями должен быть установлен жесткий государственный и межгосударственный контроль, режим экономии ресурсов и ограничения загрязнений. Компаниям должно быть указано, что можно, а что нельзя делать.
Наша планета — гигантский шар из разнообразных химических элементов. Однако своей деятельностью человек не только не исчерпывает ресурсы недр, но и наоборот, постоянно прибавляет к ним все новые и новые. Прогресс науки и техники делает ресурсы земли все более доступными в качестве товара. При этом к настоящему моменту часть ресурсов, использованных человеком, а также открытых в качестве ресурсов (то, что называется разведанные месторождения) — ничтожно мала.
Так нефть не была товаром до середины 19-го века, когда она была обнаружена. Более того, даже спустя много лет после этого большая часть серосодержащей нефти не была товаром, а стала им только после открытия процесса крекинга компанией Рокфеллера Standart Oil.
Исторические примеры, которые можно параллельно сопоставить с прогнозами энвайронменталистов впечатляют: в 1865 году английский экономист Стенли Джевонс (Stanley Jevons) предсказал, что Англия скоро должна остаться без угля и все фабрики вследствие этого «встанут». Проделанное им исследование якобы убедило его, что и с помощью нефти проблемы Англии не решить. В 90-е годы нашего века правительству Джона Мейджора (John Major) , несмотря на протесты профсоюзов, пришлось закрыть изрядное количество шахт. И вот, представьте, спустя 130 лет (после заявлений 1865 года) угля намного больше, чем его нужно!
В 1972 году был опубликован доклад Римского клуба под названием «Пределы роста», в котором авторы попытались доказать, что мир очень скоро исчерпает все мыслимые и немыслимые запасы недр.
Золото должно было закончиться в 1981 году, ртуть и серебро — в 1985 году, цинк — в 1990, нефть — в 1992, свинец, медь и природный газ — в 1993 году. Кстати, в своем труде «Книга судного дня» (1970) Гордон Рэттэй Тэйлор предсказывал, что к середине 70-х кончатся запасы урановой руды. А что касается нефти, то мир «прощается» с ней практически с того дня, как она была открыта.
В 1939 году Министерство внутренних дел США предсказывало, что нефти хватит лишь на 13 лет! В 1949 году это же ведомство предупреждало, что нефть вот-вот закончится. А в 1974 году было заявлено, что природный газ США исчезнет через 10 лет. Правда тут же было сделано опровержение Американской ассоциацией природного газа, — по ее мнению, запасов газа под Мексиканским заливом хватит на 1000 — 2500 лет. Таков диапазон разбросов «научных» оценок!
Есть документальные сведения о том, что в 1944 году президент Рузвельт собрал специальное заседание губернаторов штатов, чтобы обсудить с ними проблему исчерпания природных ресурсов. Тогда предсказания сошлись на том, что половины ресурсов к концу века уже не будет. Что, сами понимаете, тоже оказалось неправдой.
Исследователи принимали во внимание только процесс расходования и совершенно игнорировали процесс открытия новых месторождений, прогресс в извлечении и обогащении, изобретение новых сберегающих технологий, открытие более дешевых заменителей. Игнорировали, хотя сам смысл извлечения ресурсов как раз и заключается в том, чтобы с помощью них стать богаче, в том числе и технологически.
По сути, это проблема всех инженерных прогнозов конечности ресурсов. Однако кое-кто пытается предсказывать будущее так, как если бы мир стоял на месте, не развиваясь.
Если говорить о динамике цен на нефть, то это предмет жесткого государственного и межгосударственного регулирования, что, впрочем, не мешает себестоимости нефти постоянно снижаться.
Однако именно благодаря тому, что цены на нефть сильно завышены и не отражают ее себестоимости, рыночные механизмы стимулируют предпринимателей на нахождение альтернатив, создание энергосберегающих технологий, переход на другие источники энергии.
Так или иначе, даже если человечество когда-либо столкнется с исчерпанием всех известных месторождений того или иного ресурса, рынок все равно найдет им замену.
Среди российских «катастрофистов» существует популярный миф о том, что в США якобы проводится некая «политика консервации нефти», в результате которой США надеются «продержаться какое-то время», когда запасы во всем остальном мире уже иссякнут.
На самом деле, в США на государственном уровне не просто не идет речь о консервации, были даже попытки простимулировать добычу нефти в стране — правда, успехом они не увенчались.
В 1973-82 годах государственные инвестиции в нефтяную отрасль США увеличились от 2 до 7%. Но последствия были не утешительны: в результате объемы добычи нефти в США сократились на 7%, а доля нефтяного сектора во внутреннем валовом продукте страны уменьшилась на 2%.
По мнению экспертов-экономистов, причина этого крайне проста: в современных условиях местное производство выгодно лишь в том случае, если оно делает импортные товары более дорогими, чем их местные аналоги. Американская же нефть пока «дорогая», и до тех пор, пока не будут разработаны более совершенные методы нефтедобычи, она будет проигрывать конкурентную борьбу импортной.
Что касается так называемой «консервации» в США, к которой часто апеллируют российские «катастрофисты», то она является продуктом индивидуальных решений компаний и связана только с тем, что из-за дороговизны земли и труда, а также низкой отдачи скважин на некоторых месторождениях нефть добывать просто не рентабельно.
Вместе с тем, США остаются одним из мировых производителей нефти, в 2002 году выйдя на первое место в мире, опередив Саудовскую Аравию и Россию по объемам добычи. Ни о какой массовой консервации речь даже не идет и идти не может, — наоборот, все усилия прикладываются к тому, чтобы сократить зависимость страны от нефтяного импорта.
Что имеем — не храним…
Однако проблема запасов не беспокоит обладателей каспийских богатств, здесь хватает своих. С распадом СССР Каспийское море стали эксплуатировать новые суверенные государства — Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан, что привело к несоответствию прежнего правового статуса Каспия, еще в 1921 году определенного Договором между Россией и Персией (Ираном), затем в 1940 году Договором между СССР и Ираном. Несмотря на то, что мы уже отметили 10-летие суверенитета, окончательно каспийская зона не защищена от экологических эксцессов.
Разумеется, постановления правительств Казахстана и России 1993 года и 1998 года внесли изменения в заповедный статус Северного Каспия, допускающие разведку и добычу нефти. Но риск загрязнения велик из-за мелководья, а также из-за особенностей пластов. Авария 1985 года на тенгизской скважине (37) привела к выбросу около трех миллионов тонн нефти и гибели более 200 000 тысяч только птиц, не говоря уже о другой живности.
В последние годы северный регион вообще лидирует по количеству аварийных ситуаций. Для сравнения: если у россиян с 1991 по 1998 гг. выбросы вредных веществ в атмосферу, составили 5 кг на одну тонну нефти, то аналогичные выбросы СП «Тенгизшевройл» в 1993-2000 гг. превысили 7 кг на тонну. Не соблюдаются действующие запреты на сброс в море буровых растворов. Видимо, необходимо ужесточать меры наказания за несоблюдение законов?
По оценкам Росгидромета только без аварийных разливов среднегодовое содержание нефтяных углеводородов в водах Северного Каспия к 2030 году поднимется в 2-3 раза и приблизится к 200 мкг/л!
Это 4 предельно допустимые концентрации! Необходимо менять коренным образом отношение к сжиганию попутного газа, а это около 740 миллионов куб.м в год, которые уходят на то, чтобы «жарить» облака (и то, что в них).
В зоне Тенгизского нефтегазового месторождения наблюдается тенденция увеличения заболеваемости населения от загрязнения атмосферного воздуха диоксидами серы и азота, которая по подсчетам — более чем в 6 раз выше областных показателей.
Однако на этом проблемы не кончаются: всей экосистеме Каспийского моря угрожает повышение уровня моря вообще. Оказались затопленными более 200 скважин и нефтяных месторождений, в числе которых — Каражанбас, Каламкас. Отсутствие механизмов обработки серы на «сероводородных» нефтяных месторождениях Тенгиз и Карачаганак грозит новыми экологическими бедствиями. На очистке только тенгизской нефти накопилось уже почти 5 миллионов тонн серы…
С космических спутников хорошо наблюдались трехсотдневные пожары на печально известной тенгизской скважине №37, заразившей экологическое пространство вокруг сероводородом (и не только им).
В результате аварии в 1998 году в данном районе было обнаружено около 10 миллионов (!) трупов птиц, коих орнитологи насчитали около 30 видов — чаек, уток. Причиной их гибели эксперты назвали отравление токсичными веществами. При вскрытии в их тканях было обнаружено превышающие в 120 раз предельно допустимые нормы одних только хлорорганических веществ.
Видимо тюлени более крепкие существа, так как после этой аварии они держались, хотя и болели еще какое-то время, но в 2000 году началась и их массовая гибель, а весной 2001 года настала очередь любимой нами кильки!
Но все эо случилось еще до начала масштабной промышленной добычи нефти…
Однако в соседнем Азербайджане в 1998 году также погибло около 30 000 птиц на заповедном острове Гель. Несомненно — в качестве последствий той аварии.
Но не только аварии приносят беды. Точно неизвестно кто и главное когда (!?) завез в каспийские воды гребневик мнемиопсис, но каспийские специалисты зарегистрировали его официально в морском бассейне осенью 1999 года.
До этого с 1985 пор 1990 гг. гребневик нанес неисчислимый ущерб в Азовском и Черном морях, питаясь зоопланктоном в огромных количествах, существенно ущемляя в меню местную рыбу.
Научный сотрудник Института государства и права КазГЮУ Зульфия Кагирова говорит: «Казахстан, являясь стороной Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года, обязан принять особые меры по охране осетровых рыб, единственного вида обитающего в Каспийском море реликтового каспийского тюленя, а также мигрирующих птиц и других представителей зоологического мира.
Экологическая безопасность Каспия предполагает разработку системы действий по предотвращению возникновения и развития опасных ситуаций и ликвидации их последствий при осуществлении природопользования в целом и освоения углеводородного сырья в особенности, то есть применение таких правовых средств, которые бы способствовали улучшению обстановки в регионе.
Что касается тех правовых средств, которые закреплены в законодательстве прикаспийских государств, то не все они могут быть в полной мере реализованы, так как выходят за рамки национального права. Необходим договор между этими государствами о принципах соблюдения безопасности и создание каспийского экологического центра! Необходима Конвенция о правовом статусе Каспия!
До определения статуса моря является возможной эксплуатация нефтегазовых месторождений без экспертизы и контроля со стороны межгосударственных и международных институтов».
Однако в последнее время стало известно, что Казахстан намерен создать на Каспии специальный морской аварийно-спасательный отряд. Предполагается, что в этом отряде будут служить около 300 человек. Техническое оснащение — два катера и два корабля со спецоборудованием для тушения пожаров на судах и морских буровых платформах. Строительство первого корабля для таких целей планируется начать в 2005 году.
За последние 3 года в казахстанском секторе Каспия зафиксировано 11 крупных загрязнений, два из которых — в этом году.
А в архивах кинодокументалистов уже не одна кинолента, где отсняты люди, вынужденные сжигать трупы мертвых тюленей, выброшенных маслянистой каспийской волной на серый древний берег…