А вот, к примеру, президент нашей страны отбыл в краткосрочный отпуск. За рубеж. И правильно сделал. Потому что смотреть на внезапно увеличившиеся в объеме и поменявшие цвет лица своих подчиненных — только собственному здоровью вредить. Да и любимый парламент главы государства до 9.01 был в отпуске. Теперь пока депутаты раскачаются.
Ну, а особо отличаются в пополнении информационных потоков пока только американцы. За ними следуют индусы с пакистанцами, затем — европейцы со своим евро, потом аргентинцы, и только тогда…
Но, обо все по порядку…
Дети против Про-па-ган-ды
США сейчас возглавляют рейтинги мировых агентств, не только, потому, что, они возглавляют глобальную антитеррористическую кампанию; вернее сказать, не столько потому. Все дело в пропаганде. Да, да, — обыкновенной пропаганде. Понятию для постсоветских граждан, сколь основательно подзабытому, столь же и аккуратно прочувствованному.
То, что Бин Ладена (его видео) лучше в Америке не показывать — помнят все ученики младших классов (вдруг тот что-то не то скажет). То, что журналистов не пускают в отдельные районы Афганистана, — знают все телезрители («интересы безопасности», понимаешь ли). То, что четвертый, упавший 11 сентября 2001 года в лес самолет — terra incognito: заставили думать даже родственников погибших на этом лайнере (судя по всему, его все-таки сбили собственные ПВО). Итак, замалчивание и отторжение одних фактов и явлений, с одной стороны, и обсасывание псевдогероического, по-военному несущественного, но выгодного для страны — с другой, и составляют сегодняшнее информационное поле от Вашингтона до Анкориджа. А все это в целом называется государственная пропаганда.
В последние дни это действо пополнилось сразу двумя яркими примерами. Для начала в Афганистане, к великому сожалению, погиб американский сержант из «зеленых беретов». Это была первая «боевая потеря Америки в войне с террором». До этого, согласно американской пропаганде, человеческие потери делились на «невинных» (людей, оказавшихся в зданиях Всемирного Торгового центра и Пентагона в момент террактов), и «несчастных» (солдат, погибших от бомбардировки собственных ВВС в Афгане). И вот теперь, первая «боевая потеря».
Почти два дня американские СМИ готовились к достойному отражению данной новости. Вернее сказать, проходили серьезную «информационную дезактивацию» со стороны государства. Затем в прессе залпом появились сопливо-героические статьи и интервью о «по-боевому» погибшем сержанте. Даже его родителей за эти двое суток сумели вывести из шока и привести к телекамерам, где те с видимым спокойствием сказали, что гордятся своим сыном, который погиб за дело свободы во всем мире.
Как же, наверное, гадко чувствовали себя журналисты, которые уговаривали убитых горем стариков говорить такие слова. Ведь те то его родили и воспитали совсем не для того, чтобы он через 30 лет погибал в десятках тысяч километров от дома в результате снайперского выстрела 14-летнего афганского подростка. Кстати, до сих пор непонятно мальчик это был или девочка.
И тут история о героическом сержанте как-то забуксовала. Потеряла к ней интерес американская пресса, — сюжет о том, как мусульманский Мальчиш-Кибальчиш подстрелил бравого звездно-полосатого морского пехотинца, как-то не укладывался в общий контекст героической борьбы против всемирного зла…
И совсем уж расстроил американских второй яркий случай последних дней. Когда 15-летний житель штата Флорида сел в спортивный самолет, и наплевав на запреты старших дяденек в военной форме, со всего разлету врезался в высотное здание в городе Тампа. Американскими топ-поварами патриотического PR-а вниз сразу же была спущена директива: инцидент не имеет ничего общего с актами террора a-la «Бин Ладен». Просто, мальчик решал свои личные проблемы, столь присущие этому весьма ранимому возрасту.
Но опять неувязочка у пропагандистов вышла. Во-первых, мама 15-летнего планериста-самоубийцы поддерживать эту версию отказалась, как и вообще отказалась беседовать с кем-либо на эту тему. Во-вторых, полиция нашла предсмертную записку мальчика, которую не удалось съесть прежде, чем о ней узнала общественность. Нервными каракулями подросток написал, что восхищен событиями 11 сентября 2001 года и самим Бин Ладеном, и готов совершить то же самое.
Что тут делать? — растерялись и самые крепкие американские патриоты. За одну неделю два таких неприятных «подростковых» скандала. Видно дети еще слишком слабо разбираются в кондовой пропаганде…
По линейке делится хорошо. По жизни — плохо
Индо-пакистанский конфликт в данный момент находится на стадии почти непримиримого словесного противостояния. Собрались и войска у общих границ. Но понятно, что подобное бряцание языками и оружием, направлено только на одно: еще раз показать кто «на районе» атомный хозяин. И Пакистан и Индия, подпольно (т.е. в тайне от мирового сообщества) соорудив по атомной бомбе, никак не могут успокоиться в принципиальном споре, кто из них круче.
Причем, принципиальность территориальных и антитеррористических споров между ними все больше воспринимается, как затянувшийся мыльный телесериал. Сериал, который «зачала» еще Великобритания. Ведь именно эта бывшая империя, уходя в середине 40-х годов прошлого века из этого региона под напором национально-освободительного движения, счастливо вспомнила еще древнеримский постулат: «Разделяй и властвуй». Поделив же по линейке на карте свою бывшую колонию, Великобритания получила долгожданный и непримиримый конфликт интересов двух вновь образованных государств в этом месте планеты. Причем, конфликт перманентный: из-за территорий, из-за террористов, из-за религиозных споров, наконец, из-за атомной бомбы.
И всегда «разводящим» в этих спорах оказывались или премьер- или просто министры с берегов Туманного Альбиона. Вот и на это раз в этот регион с недельной «командировкой мира» приезжал глава английского правительства Тони Блэр. Но, по-моему, никаких особых дивидендов для собственной страны он в этом вояже не достиг. Что делать, — меняется мир, меняются экономические условия, меняется вооружение…
Аргентинское танго
Теперь об аргентинском песо и его влиянии на казахстанскую экономику. Песо пришел капут. На казахстанскую экономику это пока никак не повлияло. Но может повлиять, так как экономическая катастрофа в этой стране затянула в свою воронку и аргентинское зерно. Да так, что на мировых рынках на этой неделе цены на пшеницу выросли сразу на 5 процентов; а основной потребитель латиноамериканского зерна — Китай стал срочно искать новых поставщиков пшеницы.
Количество сменявших на новогодние праздники друг друга президентов в Аргентине, наводило на мысль о том, родина прекрасной разновидности танго, решила устроить еще одну инновацию в этом же направлении. Только теперь с участием главных руководящих сил страны. Эдакое танго «по-президентски». Суровая привязка аргентинского песо к курсу американского доллара, введенная местными властями несколько лет назад, до поры до времени стимулировала аргентинскую экономику. Но только «до поры», и только до определенного времени. Затем наступила расплата. А все, потому что теоретические разработки уровня «чикагских мальчиков» (молодых профессоров из Чикаго), которые те внедрили с помощью военной хунты в середине 70-х годов прошлого столетия в Чили, сегодня уже не срабатывают. Изменился мир, изменились экономические условия, не изменились только простые латиноамериканцы. Их не корми, — дай им в кастрюли постучать. Вот, когда денежный и товарный «корм» в стране для простых аргентинцев закончился, они и застучали…
И, невдомек им, громостучным, что именно так начинались события августа-сентября 1973 года в Чили, после которых и произошел знаменитый путч генерала Пиночета. Путч, в результате которого сначала свергли, а потом и убили законного президента страны Сальвадора Альенде, — а к власти пришла одна из самых жестоких в XX- м веке военных хунт. Затем пиночетовцы собрали на стадионах всех социалистов и коммунистов, а заодно и большинство любителей домашних ударных инструментов, и порасстреливали их там немножко. Кому повезло, — так это тем недовольным военным переворотом, через которых только по несколько раз пропустили электрический ток. Но, как известно, история учит нас тому, что она нас ничему не учит. Отсюда и новые выступления разнообразных «кастрюльных» оркестров в Буэнос-Айресе и окрестностях.
Жаль только, что саму Аргентину ждет банкротство, похуже того, что случилось в Юго-Восточной Азии и России в 1998 году. И боюсь, что без очередной хунты в этом государстве аргентинцы с делами сами разобраться не смогут. Но только, кто им поможет? В шибко развитой мировой экономике — сейчас рецессия на грани всеобщей хозяйственной дистрофии. «Недоразвитые» же страны сами ищут спонсоров для решения внутренних проблем.
Жил он недолго и умер быстро
«Акцепт Пейдж» — имя этой пейджинговой компании было на устах у всех жителей южной столицы Казахстана в эти дни. Что случилось? Как это произошло? Почему? и.т.д. и т.п.
Имя «А.П.» стало первым в новом году, которое сгинуло с горизонтов казахстанского бизнеса. Столь мрачный новогодний подарок владельцы и менеджеры этой компании вынуждены были сделать своим клиентам и партнерам в первые же дни 2002 года. Парадокс ситуации здесь заключается в том, что она не означает дискредитацию пейджинговых услуг в Алматы, как таковых. Просто пришедшие пару лет назад компании мобильной телефонной связи, работающие со стандартом GSM, своим спектром услуг сумели «забить баки» пейджингионеров.
У продавцов пейджеров и их услуг стал стремительно падать объем продаж. За ним последовали многочисленные отказы от казалось бы надежных клиентов. В конце концов платить за аренду передатчика на телевышке и зарплату немалому штату сотрудников стало просто накладно. Бизнес перестал себя оправдывать. И владельцы «А.П.» решили от греха подальше и побыстрее уйти. С остатками клиентов они, правда, поступили, не в пример другим нашим бизнесменам, честно, — передали их на обслуживание другим пейджинговым фирмам.
Можно и нужно, конечно, говорить о том, что, скорее всего, очень плохо сработали маркетинговые службы «А.П.». Они просто не удосужились найти новую потребительскую нишу для пейджеров, думая, что поток клиентов будет вечен. Найдя же такую нишу, маркетологи смогли бы с помощью рекламы, скидок и других PR-ходов навязать ее обитателям свою продукцию и услуги. Но этого не произошло. Как не произошло и никаких попыток со стороны руководства данной компании расширить собственную сеть по стране. Или, наоборот, сократить расходы и попытаться пережить тяжелые времена.
Из этого, как раз, вытекает только один вывод. Вывод общий для многих казахстанских фирм. Легкий выход на большие объемы работы и доходов, расслабил менеджеров компании; они оказались не готовы к кризисному руководству; они натурально бросили свое дело в панике. А ведь в мире, если вы помните, сейчас рецессия, почти что кризис. И, значит, огромных экономических перспектив (если вы, конечно, не нефтемагнат) казахстанским предпринимателям в 2002 году ждать абсолютно не нужно.
Наоборот, нужно готовиться к суровой борьбе за выживание. То есть, без презентаций, без «командировок» на Канарские острова, без новых лимузинов, без свежих «подруг сердца». Ведь, судя по всему, 2002 год станет самой объективной «лакмусовой бумажкой дееспособности» для казахстанского бизнеса. Недаром же говорят, что миллионер, не прошедший через кризис фирмы или даже разорение, — не настоящий миллионер.
Пропажа недели
Вместо «Фразы недели» на этот раз предлагаю ее «Пропажу». На днях президент США Джордж Буш-младший выступал перед общественностью в городке Онтарио, что в штате Калифорния. Народу собралось очень много, и, поймав вдохновение, руководитель Соединенных Штатов схватил микрофон и стал разгуливать с ним по сцене, вещая с шутками-прибаутками о великой миссии американцев в современном мире. Не дать, ни взять, новый пастор. Все кончилось почти, что братанием президента и простых граждан. А потом…
А потом выяснилось, что у президента натурально пропала личная печать. ФБР и все остальные охранные ведомства сбились с ног в ее поисках, но все бес толку. Кому она понадобилась — абсолютно не понятно. Другое дело, зачем главе американского государства понадобилось тащить личную печать на встречу со своими простыми гражданами?..