Иргалиев не успел написать завещание. Пономарев успел. Летом 2021-го по «классике жанра» начались споры между наследниками и соучредителем – заместителем гендиректора «Азия дауысы» Ириной Ковыряко.
Сегодня наследники Иргалиева и Пономарева продают офис «Азия дауысы», который оценивается в 110-115 миллионов тенге.
— Ирина, а кто покупал новый офис?
— Мы втроем с Муратом и Сашей в 2014 году. По закону офис принадлежит ТОО Фирма «Международный конкурс «Азия дауысы», которое, кстати, тоже ликвидируют. Тот человек, который живет в Канаде, владеет 51% доли в уставном капитале ТОО. Поэтому они могут и без меня решить все свои проблемы. Но, слава Всевышнему, они не имеют права на наследование интеллектуальной собственности: сами мероприятия, архивы и т.д.
«Конкурсные» заправляющие
— После смерти Мурата и Саши, когда начались эти разборки, я стала разгребать документы, — говорит Ирина. — Глаза на лоб полезли! Конкурс «Жас қанат» вообще никак не был юридически оформлен. У «Голоса Азии» (длинная пауза) просрочен срок регистрации бренда. Позвала хорошего юриста по авторским правам – Темирлана Тулегенова. Он помог все оформить – и на «Жас қанат», и на «Голос». Вот патенты, свидетельства на товарные знаки у меня действительны до сентября 2031 года. Потом их можно просто пролонгировать. Позже я узнала, что после меня «Жас қанат» еще два человека зарегистрировали. Правда, не на сам конкурс, а на сценарий его проведения. Такое у нас законодательство (разводит руками). Я на них внимания уже не обращаю. А вот наследники… Не могу сказать, что они хотели заправлять конкурсами, но давление на меня было по многим позициям.
— А как с авторскими правами?
— Раз я правообладатель бренда, то у меня. Но однажды сюда ворвались какие-то люди, пытались забрать видео архивы, а это более тысячи кассет – исходники и смонтированные материалы с 70-х прошлого века. Удалось отстоять. Сохранила и аудиоархивы на мини-дисках. К сожалению, нет части фотоархива 1990-1994 годов. При продаже квартиры Мурата его просто выкинули на помойку. Нет более двухсот видеокассет. Исчез и рабочий компьютер Мурата с кучей документов. Скорее всего, увезли за границу.
— «Азия дауысы» им не нужен?
— Конечно, нет! Даже главной статуэтки самого первого конкурса здесь нет! Она в Канаде. Никакого отношения к нему наследники никогда не имели. Но забрали все самые весомые награды «Азия дауысы». Мы стартовали раньше таких известных проектов, как «Славянский базар» (Белоруссия), «Памуккале» (Турция), Мальтийский конкурс песни (Мальта), «Интерталант» (Чехия), «Мелодии Прута» (Молдова-Румыния) и другие. Те награды, которые мы заслужили с Муратом и Сашей. Видите (показывает), остались единицы…
«Крыло» возвращается в Алматы
— «Жас қанат», которому в следующем году стукнет 32 года, однозначно возвращается в Алматы. — Ирина утвердительно трижды стучит пальцем по столу. — Были встречи в городском акимате. Меня там поддержали. Потому что у нас будет другой формат, новые идеи. В конце января сами увидите во Дворце Республики.
— Ирина, а кто сейчас отбирает участников?
— Ну-у-у… Тут сюрприз. В начале 2020 года, еще до карантинов, мы получили 31 заявку. На всех были пометки Пономарева: «хороший», «еще раз», какие-то другие. А он всегда точно попадал в исполнителя. Из-за пандемии конкурс перенесли. Мы решили эти заявки восстановить.
— У вас же возрастной лимит – от 16 до 27 лет! Кто в него не попал, тот пролетел? Три года прошло…
— Ну да. Кто повзрослел – тому (качает головой) придется отказать. Но мы разослали новые предложения во все регионы по новым талантам.
— А их кто будет отбирать?
— Официальное прослушивание начнется с 25 ноября. За это будут отвечать композитор и певец Медеу Арынбаев, продюсер и композитор Ренат Гайсин. Привлечем еще пару-тройку таких же профессионалов. К декабрю и оргкомитет сформируем, и жюри. Все детали раскрывать пока не стану. Очень много «левого» народу вокруг. Какие-то очень «авторитетные» люди решили провести конкурс такого же формата. Не хочу, чтобы кто-то содрал мою идею. Это же у нас запросто делается. Сколько у нас с Сашей и Муратом было планов… Стоит озвучить – и они уж не твои.
— А статуэтка «Крыла» победителю и призерам?
— Уже заказала. Некоторые «профессионалы» скептически относились к «Жас қанату». А ведь молодые исполнители получали у нас аттестат профессионализма. Независимо от того, становились лауреатами или нет. Мы открывали новые имена. Почти все областные филармонии на наших жасканатовцах держатся. Маржан Арапбаева – знаешь такую?
— Конечно!
— На «Жас қанате» она никаких призов не взяла. А сейчас – звезда. Даже Николай Басков захотел с ней спеть. И спел! Димаш Кудайберген выиграл конкурс в 2012 году в 17 лет. А сейчас звезда мирового уровня. До «Жас қаната» подавал заявку на участие в конкурсе одного известного в Казахстане продюсера. Но его не взяли! А мы сразу, как услышали. Его взлет начался именно у нас. Такому таланту надо было чуть-чуть помочь вначале.
«Голос Азии» возвращается на «Медеу»
— Это уже не обсуждается, — Ирина улыбается. — Как и раньше – на Медео! Это будет и конкурс, и фестиваль. В жюри – победители и лауреаты предыдущих конкурсов. Некоторые уже дали согласие. Имена пока не назову. Хотелось бы сказать еще вот о чем. Многим конкурсам и фестивалям в СНГ уже немало лет. Но «Голос» был первым такого международного масштаба, беспрецедентного по своему размаху, зрелищности, уникальной концепции и уровню организации.
Справка «Каравана»
«Голос Азии», стартовавший в 1990 году, стал за это время популярным в мире и большим страновым брендом Казахстана. В 1998 году Международная федерация организаторов фестивалей (FIDOF) признала его лучшим фестивалем мира. Проект длился 15 лет.
— Если бы не один аким Алматы, то конкурс еще бы долго продолжался.
— Так все знают, что это Имангали Тасмагамбетов! То, что он настоял на его закрытии, давно не секрет!
— Не только он. Там было много зависти, злобы, грязью нас поливали… А вот «Славянский базар», Шанхайский фестиваль, и многие другие – они все специально приезжали к нам, смотрели, учились у нас. Потом у себя подобные шоу устраивали. И они работают до сих пор! На наших ошибках учились несколько лет. А мы на своих, к сожалению, не научились. Но теперь у нас будет новый формат. И «Медео» однозначно остается главной площадкой. Потому что Международный конкурс популярной музыки и песни «Азия дауысы» к нему исторически привязан. Поэтому запланированы разные ретроспективы. Задействуем разные площадки города для художников. Где-то будет звучать джаз, рок, классика, этника. Возрождаем проект «Алма-Ата встречает друзей». И парад духовых оркестров.
— В городе?
— И там, и на Медео. В 1992-м духовой оркестр Каната Ахметова открывал у нас конкурс на Медео. Он играл наши позывные – там-парарам-пам-пам-парарам. А Пономарев закричал: Ну чё вы стоите, как истуканы?! И заставил их двигаться по сцене «Медео», по лестницам вверх и вниз, какие-то движения с инструментами делать… Пономарев был пионером в этом плане. Мы хотим восстановить эту задумку. Да, в один из конкурсных дней и на «Жас қанате», и на «Азия дауысы» обязательно будут сюжеты, посвященные памяти Мурата Иргалиева и Александра Пономарева.
— А кто будет музыкальным продюсером «Голоса»?
— Фестиваль масштабный, поэтому позвали Рената Гайсина. А еще приглашаем Виталия Михаэлиса, который придумал заставку для «Голоса Азии».
— Как же, помню: «А-а-а-а-зия, да-да-да-у-сы».
— Им все придется здесь взять в свои руки. Команду сами себе подберут. Виталий, хотя сейчас в Германии живет, всех знает. Мы с ним постоянно на связи.