Завтра туриста - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Завтра туриста

Завтра туриста

Только большие экстремалы, побывав единожды в качестве туристов в Казахстане, могут возжелать приехать сюда вновь. Нам есть, чем пощекотать нервы любителям острых ощущений - фантастические дороги, поруганная природа, хамский сервис. Ни экзотики, ни исторических памятников мы предложить вниманию путешественников не можем.

  • 7 Августа 2002
  • 1062
Фото - Caravan.kz

Впрочем, для хилого ручейка отважившихся-таки посетить нашу страну МИД РК решилось сделать облегчение небывалое: теперь с выездной визой не придется париться по месяцу, а всего-то — дней 5-6.
В странах, живущих туризмом, эта процедура упрощена до невозможного: визу вы получаете прямо в аэропорту, если, конечно, не являетесь террористом или вас не отлавливает Интерпол. Но для нашей бюрократии и это — шаг беспрецедентный и мужественный. Глядишь, разнесется по свету молва, что в Казахстан без очереди пускают — тут турист и пойдет косяком. А если еще и мзду стодолларовую скостить… но, увы, этих мер крайне недостаточно для вящего привлечения любознательных паломников из зарубежья — особенно дальнего. В прошлом году в Казахстане побывало 1,5 миллиона туристов. А в крохотной Андорре, которую без очков и на карте-то не сыскать, 12 миллионов. Казахстан по-прежнему остается «терра инкогнита» для желающих мир посмотреть.
О необходимости создания имиджа популярной для туристов страны говорится давно. Время от времени вспоминают в правительстве. Дело это, однако, не простое и не быстрое. Могучие мировые центры туризма, получающие за его счет от 10 до 70 процентов национального дохода, годами борются за бессмертные души путешественников. Ибо каждый из них оставляет в одной стране посещения в среднем тысячу долларов, к тому же провоцирует возникновение нескольких рабочих мест и развитие целой сети услуг, которыми пользуется все общество. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового продукта, до 30 процентов торговли услугами и 7 процентов мировых капиталовложений. И, по мнению туристической организации, этой отрасли не суждено захиреть — наоборот, туризм развивается, вырастая в объеме примерно на 4-5 процентов в год. Известные традиционными развлечениями и фешенебельными курортами страны ухитряются изобретать все новые и новые наживки для человека с чемоданом и кошельком. Причем, наживки честные — не дай Бог разочароваться туристам и тем самым подпортить репутацию. Все это время, пока новые географические точки заявляли о себе, а старые укрепляли заслуженную славу, модернизируясь, строя казино и лыжные трассы, отели и аэропорты, Казахстан в числе прочих советских колоний попросту был закрыт «железным занавесом». С обретением независимости, казалось бы, пришла пора интегрироваться в мировое пространство туризма. Да, но с чем? Прежде всего, нужно верно определить тот эксклюзив, который привлек бы пресыщенные, всевозможный экзотикой массы. Затем грамотно его «раскручивать». Это, естественно, требует немалых расходов. Необходима активная, продуманная реклама страны: иллюстрированные статьи в ведущих журналах, заманчивые буклеты и плакаты в крупных турагентствах. Иначе кто о нас узнает? Меж тем на эту статью расходов в госбюджете заложена сумма около 1,5 тысячи долларов — стоимость одного средненького проспекта. Вот уж поистине — неуместная скромность.
Но разве отечественные предприниматели не видят потенциальной ниши для бизнеса? Теоретически — видят, на практике связываться не хотят. Не выгодно. Система налогов (только НДС — 25 процентов) вынуждает либо взвинчивать цены на услуги, что мало кому из туристов понравится, либо получать исключительно моральное удовлетворение, что мало греет бизнесмена, будь он самым фанатичным патриотом. В республике, по статистическим данным, порядка 700 турфирм, и только 3 из них занимаются приемом гостей, все остальные успешно работают на отправку наших граждан в антальи и на кипры.
В прошлом году ВТО провела в Алматы семинар «Экотуризм — инструмент устойчивого развития в XXI веке для переходных экономик стран СНГ, Китая и Монголии». Международные эксперты, понимая наше тяжелое материальное положение, советовали создавать поначалу СП и даже отдавать объекты туризма во владение иностранным капиталистам, но с условием обязательного выкупа в дальнейшем. Мы бы, собственно, и не прочь, да только инвесторы не спешат в очередь становиться и сулить взятки нашим чиновникам за право развивать туризм в Казахстане. Поскольку знают, сколь хлопотное и ненадежное в смысле прибыли это дело, именно в казахстанских условиях. Ведь туризм не может существовать обособленно и процветать на фоне упадочного состояния экономики в целом. По данным ВТО, развитие международного туризма в Центральной Азии на 5 процентов зависит от деятельности авиатранспорта и аэропортов, на 10 — автомобильного и железнодорожного, а также состояния дорог, на 20 процентов — от работы коммунальных (в том числе, удаления отходов) и энергетических служб, 5 — служб визового контроля, на 10 процентов — от уровня сельского хозяйства, на 32 — от прочих отраслей. Словом, инфраструктура туризма теснейшим образом переплетается с множеством других. Дороги и гостиницы, сувениры и еда, гиды и безопасность — все это должно быть на высоком уровне. В одночасье достичь его невозможно. Нельзя проложить одну супер-дорогу от аэропорта до Медео и обсадить ее розами, если вокруг будут кучи мусора, выхлопные газы вместо воздуха и раздраженные всем на свете люди. В идеале, по мнению экономистов, инвестиции в туризм окупаются многократно, что доказывает опыт других стран. Во-первых, приток валюты. Во-вторых, создание рабочих мест, что включает в себя прямую занятость населения (отели, рестораны, агентства), косвенную (сельское хозяйство, промышленность), генерированную (дополнительные рабочие места от доходов), занятость в строительстве инфраструктуры. Тут, предупреждают специалисты, возможны проблемы: «перетекание» работников из других секторов экономики, рост цен на аренду земли. Но нам, похоже, ничего такого пока опасаться не приходится.
Все чаще великолепные предгорья Заилийского Алатау называют второй Швейцарией. Но страна, мечтающая стать центром притяжения туристов не должна слыть второй, она должна быть неповторимой. Нужно искать что-то свое. Перспективной выглядела идея с восстановлением Великого шелкового пути. По-восточному загадочно, по-туристски интригующе. Но процесс заглох по классической причине отсутствия денег, и древняя «магистраль» по-прежнему являет собой просто пыльную степь. Еще у нас есть Боровое, Чимбулак… М-да, Чимбулак… однажды зимой некий французский любитель горных лыж, женатый на моей приятельнице, наслушался ее рассказов о наших красотах, да и прилетел в Алматы. В первый вечер мы собрались в гости. Пока дошли от гостиницы до нужного дома (примерно полторы остановки), мсье грохнулся оземь три раза (ботиночки на тонкой подошве, не для гололеда). Почему-то перестал веселиться. Выражение изумления на его лице усилилось после входа в подъезд и поднятия по лестнице и уж не сходило, по-моему, всю неделю. Как вежливый человек, он ничего не сказал на прощанье, но, думаю, кататься в следующий раз поедет в Швейцарию. Хороший мужик, но не экстремал. Нет, не экстремал.