“КАРАВАН” посетил три завода, выпускающих продукцию для железнодорожников, и готов рассказать о том, чем отечественные электровозы лучше китайских, куда будут продаваться наши локомотивы и когда вагоны “Тальго” станут просторнее.
Наш локомотив пользуется спросом в СНГ
Локомотивный завод – самый “старший” из комплекса. Он запущен в 2009 году. За 6 лет своего существования АО “Локомотив құрастыру зауыты” (ЛКЗ) выпустило около 300 локомотивов, которые сейчас ездят по рельсам Казахстана и стран СНГ. Работают на предприятии порядка 600 человек, причем более 500 из них заняты непосредственно производством.
– Производство новейших локомотивов и эксплуатация современного и сложного оборудования требуют наличия высококвалифицированного персонала. На заводе сформирован мощный коллектив из профессиональных инженерно-технических работников и управленцев. Функционирует конструкторско-технологический департамент, оснащенный современным программным обеспечением и позволяющий решать комплексные инженерные задачи. В этом департаменте соединились опыт и новые современные решения. Квалификацию рабочих специальностей постоянно повышают и подтверждают, – рассказывает о коллективе президент АО “ЛКЗ” Марат ТЛЕУБАЕВ.
Именно профессионализм работников и новейшее оборудование, уверен Марат Тлеубаев, позволяют заводу производить лучшие в своем классе локомотивы и с успехом экспортировать их в страны СНГ. Так, они уже есть в Киргизии, Таджикистане, Украине и Туркменистане.
– В этом году был заключен договор о поставке наших локомотивов в Азербайджанскую Республику. Это первая для Казахстана сделка международного уровня, связанная с поставками отечественных товаров на экспорт по схеме лизингового финансирования. Кроме того, большую заинтересованность в покупке казахстанских локомотивов проявляют железнодорожные администрации и частные операторы Латвии, Молдовы, Польши, – делится экспортными планами Марат Тлеубаев.
Постепенно наращивается и уровень локализации производства. К 2012 году 11 тысяч деталей изготавливались в Казахстане. Практически все металлические детали локомотива – отечественного производства.
– Сейчас доля казахстанской составляющей в комплектации узлов локомотива выросла до 32 процентов. А после того, как будут запущены заводы по выпуску тягового электродвигателя и дизельной установки, этот показатель вырастет до 52 процентов, – говорит руководитель предприятия.
Ток – переменный, успех – постоянный
Локомотивный завод выпускает тепловозы, рассчитанные преимущественно на неэлектрифицированные пути. Но в Казахстане много участков, к которым электричество подведено. В таких условиях гораздо выгоднее использовать в качестве тяговой силы электровоз. Именно из этих соображений в 2012 году открыт электровозосборочный завод.
– До начала реализации данного проекта износ локомотивного парка составлял более 75 процентов. На сегодняшний день в нашей стране эксплуатируется порядка 500 электровозов, которые будут постепенно замещаться новыми. До конца 2020 года мы планируем поставить заказчику 200 грузовых и 95 пассажирских электровозов, что позволит значительно снизить показатель изношенности парка и повысит его надежность, – говорит заместитель генерального директора АО “Электровоз құрастыру зауыты” (ЭКЗ) Андрей ЕРШОВ.
Стоит отметить, что это не первая попытка Казахстана обновить свой электровозный парк. Около 10 лет назад были закуплены 27 электровозов из КНР. К слову, стоят они не дороже отечественных образчиков.
– Китайский товар надо всегда сравнивать, держа в уме некоторые вопросы по качеству. Потому что были случаи, когда в некоторых странах такие электровозы в погоне за более низкой ценой приобретали, а потом испытывали проблемы из-за качества. Кроме того, стоит понимать, что просто приобрести электровозы – это значит постоянно находиться “на игле”: зависеть от компании-производителя, которая находится за рубежом. Потому что от поставки расходных материалов, планового техобслуживания, запчастей никуда не уйдешь, – рассказывает о том, почему даже в условиях наличия не очень дорогого импорта наша страна пошла на строительство собственного завода Андрей Ершов.
Сейчас на заводе производятся преимущественно грузовые электровозы. С середины 2013 года их уже сдано 27, до конца этого года на рельсы встанут еще шесть. Что же касается пассажирских, то завод выпустил два таких электровоза, к концу года будут собраны еще четыре.
ЭКЗ – предприятие казахстанско-французское, и с каждым годом процент местного содержания в электровозах растет. Так, сейчас производство локализовано на 21 процент, к концу же 2016 года этот показатель планируется довести до 50.
– Это возможно за счет локализации производства тяговых трансформаторов, и мы над этим сейчас работаем. Привлекли грантовые ресурсы Национального агентства по техническому развитию в сумме 150 миллионов тенге, готовится к подписанию соглашение с владельцем технологии производства тяговых трансформаторов – компанией ОВТ. С начала 2016 года мы уже начнем производство. Это позволит не только повысить процент локализации, но и снизить себестоимость конечной продукции, а также создаст новые рабочие места, – говорит Андрей Ершов.
Также со временем у нас будут производиться санитарный модуль, воздушный резервуар, бак трансформатора, некоторые медные и резинотехнические изделия, стекла, элементы интерьера кабины и многое другое.
Не хуже, чем в Испании
Пожалуй, самый известный и наиболее заметный для населения представитель семейства железнодорожно-машиностроительных заводов – это завод “Тұлпар Talgo”. Производство запущено в 2012 году, но с продукцией успели познакомиться практически все казахстанцы, часто путешествующие поездом. Поезда “Тальго” полюбились многим за скорость, но нашлись и те, кто критикует вагоны за тесноту. Производственный директор АО “Тұлпар Talgo” Даурен КУМАРБЕКОВ говорит, что такой размер вагона – стандарт. И европейцев он вполне устраивает, тем более что именно за счет этого поезд способен развить высокую скорость.
– Основная задача “Тальго” – сокращение времени в пути. Если мы возьмем, к примеру, направление Астана – Алматы, то старый состав преодолевает путь около 20 часов. “Тальго” – 12. То есть примерно в 1,5 раза быстрее. Тут стоит понять, что важнее – везти сумки или быстрее добраться. Если важнее скорость – выбираешь “Тальго”, если надо везти много сумок – садись на старый поезд, тем более там билеты дешевле, – объясняет он.
Но тем не менее с 2016 года завод будет выпускать новые вагоны, которые станут примерно на 25 сантиметров шире, чем те, что есть. Также для привыкших к простору казахстанцев будет выпускаться багажный вагон.
– Сейчас мы завершаем первый проект по поставке 436 вагонов, или 16 поездов, в АО “Пассажирские перевозки”. Со следующего года мы начинаем новый проект, в рамках которого будем выпускать вагоны с большими размерами, чем было предусмотрено, появится багажный вагон, а также для пассажиров, путешествующих между станциями на небольшое расстояние – сидячий, как в электричке, – рассказал нам Даурен Кумарбеков.
Дизайн всех вагонов разрабатывается в Испании, оттуда же приходит и основной объем комплектующих. Как отмечает Даурен Кумарбеков, найти достойных поставщиков в Казахстане нелегко. Таким образом, доля местного содержания в последнем выпущенном заводом составе была 14 процентов. Но работа по постепенному увеличению этого показателя идет.
– Мы ведем активную работу по локализации именно материалов, потому что конечная цель – снизить операционные расходы и повысить объемы покупаемых в стране материалов. Сейчас мы часть комплектующих покупаем в России, также ищем аналоги на казахстанских заводах. Еще мы ведем переговоры с испанским заводом, чтобы они открыли производство или совместное производство комплектующих в Казахстане. Мы планируем в течение нескольких лет достичь локализации в 50 процентов и более. Но это будет локализация не ради локализации, а ради удешевления производства, – подчеркнул Даурен Кумарбеков.
Пока же даже на казахстанском заводе работают техники-испанцы. Их основная задача – научить наших сварщиков и столяров делать вагоны по испанской технологии и с европейским качеством. И, судя по тому, как успешен бренд “Тұлпар Talgo”, обучение проходит удачно. Так, сейчас завод ведет активные переговоры с железными дорогами Ирана о поставке наших вагонов. Пробный состав ушел к соседям еще в сентябре, и качеством там остались очень довольны.
Анна ВЕЛИЧКО, Астана