Одна надежда – на счастливый случай?
В Казахстане в аэропортах только трех городов – Астаны, Алматы и Атырау – применяется биоакустическое оборудование для отпугивания птиц от взлетно-посадочных полос. По данным департамента безопасности авиакомпании “Эйр Астана”, только ее самолеты в 2008 году “встретились” с птицами 13 раз, в 2009-м – 37 раз, в 2010-м – 28 раз. Не так давно при разбеге авиалайнера по взлетно-посадочной полосе Алматинского аэропорта экипаж в конце “взлетки” неожиданно обнаружил огромную стаю взлетевших птиц. Благодаря мастерству пилотов удалось предотвратить опасное столкновение, которое могло закончиться трагедией.
Встреча самолета с пернатыми во время взлета и посадки угрожает полным выходом из строя машины и безопасности пассажиров на борту. Достаточно вспомнить аварийную посадку самолета на реку Гудзон в 2009 году, тогда вылетевший из Нью-Йорка аэробус на взлете столкнулся со стаей гусей. Из строя сразу вышли два двигателя! Как рассказали нам авиаторы, столкновения с птицами влекут за собой повреждение разных частей самолета – носовых обтекателей, двигателей и так далее.
В 2010-м при вылете из аэропорта Алматы на высоте 300 метров “Боинг-767” столкнулся с птицами. Самолет получил серьезные повреждения и вынужден был вернуться обратно, в аэропорт вылета. К счастью, никто из пассажиров не пострадал. Между тем ремонт поврежденной птицей только одной маленькой детали – лопатки двигателя “Боинга-757” – стоит 50 тысяч долларов!
Птиц отпугивают дедовским методом
Во всем мире меры борьбы с пернатыми в зоне взлета и посадки самолетов – целый комплекс мероприятий, начиная от работы биоакустических систем и заканчивая детальным обследованием прилегающей к аэропорту территории на наличие на ней объектов (свалок мусора, зерновых угодий и так далее), привлекающих птиц. В Казахстане только аэропорт Астаны может похвастаться комплексным подходом в решении проблем орнитологического обеспечения полетов. Дополнительно имеется своя орнитологическая служба, которая проводит обработку прилегающих территорий от насекомых – пищи птиц.
В большинстве же других казахстанских аэропортов птиц отпугивают дедовскими методами – хлопушками, стартовыми пистолетами. Эффект таких методов невелик.
Еще одна давняя проблема – свалки вблизи территории аэропортов. Так, проехав под занавес 2010 года вдоль Кульджинской трассы параллельно взлетно-посадочной полосе аэропорта Алматы, мы убедились: пищи для птиц в придорожных канавах тут больше чем достаточно! А свалка, что всего в 300 метрах от ВПП, превратилась в “ресторан” для птиц: сюда торговцы овощами привозят сгнившие картофель, капусту.
Экономия на… безопасности
Специалисты департамента безопасности полетов авиакомпании неоднократно поднимали этот проблемный вопрос перед руководством казахстанских аэропортов. Однако часто сталкивались с недопониманием, особенно в вопросе определения зоны ответственности аэропортов за орнитологическое обеспечение полетов. По международным авиационным документам, основная ответственность за появление птиц на взлетно-посадочных полосах лежит на аэропортах! К столкновению с птицами в аэропортах относятся все случаи, которые имели место на высоте от нуля до 150 метров при взлете и от нуля до 60 метров при посадке (учитывая особенности траектории захода самолета на посадку, это расстояние составляет километр от торца взлетно-посадочной полосы). Другая проблема – нехватка специалистов-орнитологов, точнее – их отсутствие в большинстве казахстанских аэропортов.
В последнее время из-за экономии средств практикуется совмещение должностных обязанностей аэродромной и орнитологической служб, а ведь раньше это были самостоятельные службы, со своим штатом сотрудников. Специалисты по безопасности полетов уверены, что нельзя совмещать разные по сути обязанности – это приводит к снижению эффективности и качества работы. Понятно, что такая экономия в любой момент может выйти боком! А защитить пассажиров от опасной встречи с птицами реально никто не может!