Та удивилась: “А что, не определились еще?”. И посоветовала обратиться или в Министерство индустрии и торговли, или в Агентство по защите конкуренции.
В Мининдустрии решительно отмахнулись от наших вопросов: мы, дескать, закон разработали – а исполняют пусть антимонопольщики.
В июне глава Агентства по защите конкуренции Мажит ЕСЕНБАЕВ сообщил: да, именно их ведомству отведена роль уполномоченного органа по защите прав потребителей.
Но его заместитель Борис ПАРСЕГОВ тут же уточнил: соответствующего постановления еще нет.
– Не исключено, что наше агентство может быть определено уполномоченным органом по защите прав потребителей, но пока изменения в положение об агентстве правительством не вносились, – сообщил он.
ГДЕ ПРЕДЕЛЫ КОМПЕТЕНЦИИ?
И куда теперь нам, потребителям, обращаться со своими жалобами? Борис Анатольевич ответил так:
– Законом, разработчиком которого выступало Министерство экономического развития и торговли, не предусмотрена компетенция уполномоченного органа по рассмотрению обращений потребителей.
– Так кто же будет рассматривать жалобы?
– Государственные органы в пределах своей компетенции обязаны рассматривать обращения физических или юридических лиц, в том числе и в сфере защиты прав потребителей, и принимать соответствующие меры. У нас около шести госорганов содержат норму защиты прав потребителей.
То есть оказали нам плохие медицинские услуги – обращаемся в Минздрав. Проблемы на железной дороге – в Минтранском. Обманули, обсчитали, обвесили – в Министерство развития экономики и торговли. А если там не захотят принимать меры, станут защищать не нас, потребителей, а своих и “честь мундира”?
– За нарушение закона дополнительных видов ответственности законодателем не введено, – “утешил” замглавы будущего уполномоченного органа.
ЗАЩИЩАЙТЕСЬ САМИ!
Развеял Борис Парсегов и последнюю надежду – на статью 159 “Обман потребителей”, что содержится в Административном кодексе и предполагает наказание обманщиков: “По этим правонарушениям законодателями не предусмотрен государственный орган, уполномоченный составлять протоколы и налагать административные взыскания”.
Что касается защиты прав потребителей, то она может осуществляться через общественные объединения потребителей либо непосредственно самими потребителями путем обращения в суд.
Мы связались с некоторыми общественными объединениями и поняли: на них уповать тоже не приходится. Одни вообще сворачивают свою деятельность – новый закон лишил их даже полномочий на проверки. Другие решили переориентироваться на защиту юридических лиц: в условиях, в которые поставили их законодатели, иначе не выжить – теперь они не смогут получать проценты от дел, выигранных в пользу потребителей в судах.
Кого из экспертов ни спросишь, все утверждают: прежний закон, еще советский, намного больше отвечал восьми основным потребительским правам, принятым ООН, чем нынешний, рожденный в Парламенте демократического государства на двадцатом году независимости.
И возникает вопрос – почему? Или наши депутаты живут в другой стране – где не хамят, не обсчитывают, не подсовывают просроченный товар? Или искренне считают, что потребители в защите не нуждаются?
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана