Нынешняя зима установила плачевный рекорд. Несмотря на то что батареи едва теплились, в квартирах в чайниках замерзала вода, а вместо комнатных тапочек приходилось надевать валенки, жители зареченских многоэтажек получили шокирующие счета за отопление.
Детище “Тройки”
Городской поселок Заречный в далекие советские годы появился на карте Петропавловска благодаря открытию исправительного учреждения ЕС 164/3. Или, проще говоря, “Тройки”. По сути, это был отрезанный рекой Ишим от бурной городской жизни островок, где вся жизнь была подчинена колонии.
Коммунальная жизнь Заречного тоже зависела от “Тройки”. Несколько многоэтажек поселка отапливались от ее котельной.
В конце девяностых в поселок с “большой земли” провели тепломагистраль. Только подключить к центральному отоплению не успели.
В годы разрухи замерзающему Петропавловску было не до отопления нескольких зареченских многоэтажек. По словам зареченцев, новенькие трубы их теплоцентрали демонтировали в считанные дни, чтобы залатать дыры в городском отоплении. А котельной колонии лишняя нагрузка была уже не под силу.
Все, кто смог, переселились из замерзающего поселка. Особенно после страшного случая – инвалид, прикованный к постели, в собственной квартире обморозил ноги настолько, что ему пришлось ампутировать ступни. За Заречным закрепился ярлык самого неблагополучного микрорайона Петропавловска.
Печки против электрокотлов
Надо отметить: все эти холодные годы городские власти пытались решить проблемы поселка. Были и совсем неординарные подходы. Например, жителям многоэтажек в своих квартирах рекомендовали устанавливать … печи. Даже помогали стройматериалами.
– Я построила в своей квартире печь, как сказали. Следом явились пожарные и велели срочно демонтировать, иначе посулили громадный штраф за нарушение правил пожарной безопасности. Тут же прибежали соседи сверху – моя печка задымила им всю квартиру. Но те, кто на верхних этажах живет, до сих пор печками отапливаются, у них-то дымоход можно на крышу вывести, – говорит жительница поселка Татьяна Иконникова.
Когда не вышло с печками, власти установили электрокотлы. Они обошлись бюджету в миллионы тенге, но проблему так и не решили. Более того – электрический обогрев влетал в копеечку, а вот теплее стало ненамного.
Дорога зима в Заречном
– Сегодня тепло, а недавно было так холодно, что вода в чайнике замерзла, – Анастасия Моисеевна Питцкова показывает комнатный термометр, застывший на отметке плюс 13.
Прежде чем пройти в комнату, снимаю сапоги, и холод обжигает ноги, пол в квартире – словно голый лед!
Соседка Анастасии Моисеевны, Нина Григорьевна Серебрянникова, показывает мне свой счет за тепло – 22 800 тенге за трехкомнатную квартиру. Она – пожилая женщина со скромным достатком, дочь – в декретном отпуске с грудной малюткой на руках.
– А еще за свет почти 4000 тенге. Когда малютку из роддома привезли, у нас в квартире было всего восемь градусов. Одну комнату для ребенка обогревали электрообогревателем. Вот вам и 700 киловатт, – сокрушается Нина Григорьевна.
Любовь Арсентьевна Кравцова – пенсионерка с минимальной пенсией 12 110 тенге, едва не плача, рассказывает, как, увидев 9000 тенге в присланном ей счете, надеялась, что это опечатка.
Получается, отопление одного квадрата зареченских многоэтажек в декабре обошлось примерно в 300 тенге. Просто дикие расценки для Петропавловска – почти в пять раз дороже среднегородского тарифа.
Упреки вместо решений
Энергетики шокирующие цифры объясняют просто, отсекая всяческие претензии в свой адрес. Мол, платить надо столько, сколько потребили.
Тем более что у них свои претензии к зареченцам: “Это одни из главных неплательщиков компании. Сборы по Заречному в среднем за сезон составляют около 30 процентов”, – говорят они.
И это вполне ожидаемый результат. Уж более нереальными для зареченцев выглядят цифры в квитанциях.
У городских властей к зареченцам – тоже претензии. Упрекают жителей поселка за то, что те якобы не следят, как следует, за своей отопительной системой.
Решения отопительной проблемы жители многострадального поселка ждали от отчетной встречи с акимом города Владимиром Никандровым. Даже стихи ему написали. Аким заявил: “Мы предпринимаем меры для того, чтобы часть бремени зареченцев взять на себя. В течение года на эти цели мы выделим порядка 4 миллионов тенге”.
На подъездных дверях зареченских многоэтажек сейчас висят объявления, зазывающие оформить социальную помощь. Ежемесячно – 1500 тенге. Правда, придется побегать за справками…
В общем, спор властей, энергетиков и зареченцев друг с другом идет по замкнутому кругу взаимных упреков. При этом всем трем сторонам понятно, что выход есть один – провести в поселок центральное отопление с “большой земли”. Только одни считают, что Петропавловская ТЭЦ дополнительной нагрузки не потянет, другие говорят, что тепломагистраль обойдется в сотни миллионов тенге, и неизвестно, какой именно карман – государственный или частный – будет готов нести такие затраты ради нескольких трехэтажек, где живет меньше 200 семей…
Инна ЛОПАТКО, Петропавловск