Заразили и забыли: почему одни врачи получают деньги за риск, а другие нет - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Заразили и забыли: почему одни врачи получают деньги за риск, а другие нет

Заразили и забыли: почему одни врачи получают деньги за риск, а другие нет

Обещанные врачам деньги гуляют почему-то, как та кошка – сами по себе

  • 6 Апреля 2021
  • 1516
Фото - Caravan.kz

Историей, напрямую связанной с положенными медперсоналу выплатами, вернее, их невыплатами, заинтересовался прокурор Алматы Берик ЖУЙРИКТАЕВ. Вероятно, от безысходности и вопиющей несправедливости к нему обратился офицер-десантник Военного института Сухопутных войск.

“Для локализации пандемии COVID-19 ровно год назад были призваны медицинские работники, в числе которых активное участие принимала и моя супруга – врач общей практики (участковый терапевт) КГП на ПХВ “Городская поликлиника № 6". В самый пик пандемии, находясь в поликлинике и принимая больных пациентов, моя супруга Айжан МЕРГЕНБАЕВА заразилась от них коронавирусной инфекцией, но так и не получила положенные по закону выплаты, – пожаловался городскому прокурору Роман АКМАЕВ. – Обращаю ваше внимание на незаконные действия администрации КГП на ПХВ “Городская поликлиника № 6”…

Чтобы не испортить статистику

По утверждению Романа Акмаева, в этом деле, возможно, просматривается коррупционная составляющая: чтобы не портить статистику о заболеваемости коронавирусной инфекцией, его супругу отправили лечиться на дому и не выносить сор из избы, хотя врач той же ГП № 6 получил-таки положенные выплаты в размере 2 миллионов тенге, когда заболел.

– На мой вопрос о правомерности отказа администрации ГП № 6 в осуществлении выплат моей супруге я так и не получил внятного и конкретного ответа, – комментирует Роман Акмаев. – Почему одни врачи получают деньги за риск, а другие – нет?! Что это за дискриминация такая? По какому принципу эти средства распределяются? В прокуратуре Ауэзовского района нам вообще сказали, что из-за единичного обращения они не станут назначать проверку. Но ведь участковые терапевты (они же ВОПы) стояли и стоят на острие борьбы с коронавирусом, так как они первые заходят в очаги, где находится заболевший с признаками инфекции. Первые их осматривают и принимают решение о вызове скорой помощи и экстренной госпитализации, так как вызов, поступивший из их района, они обязаны обслужить во что бы то ни стало!

– Средства защиты были на вашей супруге?

– Конечно, были. Врачи использовали средства индивидуальной защиты, которые им выдало родное министерство. Вот листок нетрудоспособности от 15 июня 2020 года. Вот диагноз – COVID-19, ПЦР-тест – положительный. Вот экстренное извещение от 30 сентября 2020 года за № 12/3 (13/3). Лечение в стационаре моя жена не получала, так как они все были переполненные, а она еще находила в себе силы и работала на удаленке. Не занимала место в больничной палате, чтобы тяжелобольные из числа граждан могли этим воспользоваться. Как медик-профессионал, Айжан сама себя выхаживала в домашних условиях и всех нас. Не жаловалась никому, терпела. Потом снова вышла спасать людей. И сейчас она на передовой.

Закон – что дышло

Для материального стимулирования медицинских работников руководством страны были приняты соответствующие меры, а именно: подписан совместный приказ министра здравоохранения РК от 9 апреля 2020 года № ҚР ДСМ-35/2020 и министра труда и социальной защиты населения РК от 9 апреля 2020 года № 129 об утверждении “Правил осуществления единовременной социальной выплаты работникам организаций здравоохранения, задействованным в противоэпидемических мероприятиях по борьбе с коронавирусной инфекцией СOVID-19 в случае их заражения или смерти от указанной инфекции”.  Актюбинские врачи "выбили" честно заработанные деньги только после жалоб в соцсетях

– По закону, моей супруге, врачу амбулаторно-поликлинической организации, работающей с ковидными пациентами, должны были начислить причитающуюся сумму, но почему-то не сделали этого. Я обращался за разъяснением и к акиму Алматы господину САГИНТАЕВУ.

– Что ответил аким?

– Отвечал не сам Сагинтаев, а исполняющая обязанности начальника управления общественного здоровья Алматы госпожа Л. Имангалиева. По ее письменному утверждению выходит, что главврач ГП № 6 А. Ускенбаева в свое время “не предоставила информацию о том, что врачу Айжан Мергенбаевой положена единовременная социальная выплата”. Что она якобы не принимала пациентов в фильтр-кабинете. Но, позвольте, господа чиновники, таких фильтр-кабинетов тогда и в помине не было! Лечебные учреждения не были разделены на “чистые” и “грязные” зоны, как сейчас. Четкий алгоритм действий врачей не был выработан. Но на момент заболевания моей супруги Мергенбаевой А. Э. совместный приказ министра здравоохранения и министра труда и социальной защиты населения еще действовал! Он гласил, что в случае заражения или, не дай бог, смерти от коронавирусной инфекции врачи, в том числе при амбулаторно-поликлинических организациях, должны получить свои 2 миллиона тенге за риск и за то, что работали в таких условиях, несмотря ни на что. В этом приказе, кстати сказать, ни слова о тяжести перенесенного заболевания и о том, что врач должен непременно (!) вести прием пациентов в каком-то фильтр-кабинете. Почему, чтобы получить положенное за риск, врачам надо обращаться в прокуратуру или выходить к акимату с протестами и плакатами? Им больных надо лечить и на вахте стоять день и ночь, а не выбивать положенное по закону, обивая чиновничьи пороги. Или, получается, что заразили и забыли? В смысле забИли и на указы сверху, и на приказы своего руководства. Забыли про обещания и уговоры идти и бороться с заразой, не щадя живота своего? Обманули?!

Всем было нелегко

Офицер, как истинный защитник Отечества, бьется и за семью свою, жену, детей. И за коллег супруги – медработников таких же клиник, которых нагло водят за нос и не выплачивают обещанного. В июле прошлого года я тоже переболел ковидной пневмонией и видел, как самоотверженно медперсонал БСНП шел в атаку на СOVID-19. Так делали врачи всех клиник, через которые проходили тяжелые пациенты. Всем было нелегко.

– Поймите, мы не обогатиться хотим за счет державы, мы справедливости хотим, – итожит разговор подполковник Роман Акмаев. – Акцентирую внимание всех, в том числе генерального прокурора: почему одним врачам выплачивают социальные деньги, а другим, таким же работникам медицинских учреждений, – нет? Потому что они из-за своей природной скромности не поднимают шум? Придерживаясь десантного девиза: “Никто, кроме нас” – честно и открыто поднимаю эту проблему, так как чаша терпения медперсонала уже переполнена, но им самим это сделать не хватает ни смелости, ни времени, ни сил.

– Вызываете огонь на себя?

– Другого выхода пока не вижу.

Учитывая, что прокуратура осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории РК, представляет интересы государства в суде и от его имени осуществляет уголовное преследование, офицер-десантник уже не просит, а настаивает на том, чтобы санкционировать проведение служебной прокурорской проверки не только в ГП № 6, но и по всей стране. Там, где с врачами поступают так же несправедливо, как с его законной супругой, не выплачивая ей положенное по закону вознаграждение за риск.

АЛМАТЫ